На главную страницу 
cделать стартовой   в избранное  



Культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия

Мордовия - Информационный портал Республики Мордовия - Морис.ру

Мелькужо Эрзянь Мастор - Форум Страна эрзян, эрзянский форум

Голос Эрзи


Почти реквием. Нуянь Видяз о своём 85-летии и не только

Ялгат-оят, малавикст, 85-це  Чачома чим топодемга,  эйзюрковонь 30-це чи,   сюконян  тенк шумбрачинь  арсеманк кис.                                        

Паро валт ёвтасть, явсть мель:   

Абросимова Наташа, Эстония, Таллинн

Баренков, Саран ош

Анисень Толай, Саран  ош   

Аношонь Тумай, Лукоянов, Алоош ёнкс    

Гайнинькай Пичай, Красноярск 

Громов Антон, Саратов  ёнкс   

Ёгань Минька,  Красноярск   

Ёгань Миколь, Краснодар   

Жегалина Римма, Мордовия 

Захарова Н.П., Пензенск. обл. 

Зинёронь Сантяй, Саран ош  

Ионова Лена, Саран ош 

Катаева Валентина, Мордовия    

Кузоватонь Улине, Саран ош   

Ларина Татьяна, Саран ош

Микеень Валя, Марий Эл   

Микеень Надя, Мордовия 

Микеень Нина, Саран ош    

Панькина Татьяна, Саран ош 

Паркаева Лида, Краснодарский край    

Толай, Тюмень    

Рав Пивцай, Берлин

Родионова Надежда, Саран он

Ручина Оля, Саран ош  

Ручин Евгений, Москов ош

Ромашкина Виринея, Ульяновск

Рябова Людмила, Саран ош  

Судаев Василий, Москов    

Таганов Дмитрий, Бугуруслан, ёнкс    

Тингаев Виктор, Бугруслан, Оренбург  ёнкс   

Фрольцов Виктор, Никольск, Пенза ёнкс    

Хуторов Валентин, Мордовия   

Щербакова Зинаида, Самара   

Чапаев Сергей, Мордовия   

Чаткин Александр, Калининградонь ёнкс    

Эрюш Вежай, Полярный, Мурман ёнкс

 

Вечкевикс ялгат, энялдан чарькодемс. Те кирданть (списканть) совавтые интернетс аволь прянь шнамга, аволь: вельть уш ламот, келя,  арсесть тень шумбрачи 85 иень топодема чистэнь! Мекевланг: ризнан - мекс истя  аламо. Улемальть, таго аволь прянь шнамга, паронь арсицятнеде сядот, бути а тёжат. Мекс? Мон колмоце ломань  ульнинь сетнень эйстэ, кить ютазь пингень 1989 иень чадыковонь 7-цё чистэ апак пеле ёвтызь весенень марямга  мазый, гайгиця Ине «Олячи» валонть.

Ламот эрзятнестэ теевсть рузокс, эрзянь келенть а содасызь, эли содасызь беряньстэ, секс сави ютамс тень  рузонь кельс. Кадык содыть весе, мезде карман кортамо.

Уважаемые товарищи,  хочу и прошу, чтобы меня правильно поняли! Мол, хвалится — как многие  поздравили с днем рождения. Наоборот, таких оказалось, по-моему мнению, совсем мало. Следовало бы  сотни,  если не тысячи. Так было бы, если эрзяне чувствовали  себя эрзянами, нацией, если бы в эрзянской душе  светился огонёк любви ко всему родному, к своим предкам, истории, жили бы в ней  национальное самосознание и национальная гордость.

Вместо  них пустое, заросшее бурьяном поле, над которым веют холодные, тоску  и боль возбуждающие ветры. То, чего добились мы, эрзяне, их не интересует, ко всему ни за что не считает. От этого щемит, боль в сердце.

Я был третьим из той горсточки смелых и честных, кто тридцать лет тому назад, 7 апреля 1989 года впервые в Саранске произнесли вовсё услышанное, гордое слово «Свобода», создав  движение «Масторава». Ей,  «Мастораве», удалось тогда зажечь в сердцах людей огонёк надежды, возродить  веру, что эрзянам открылись ворота в будущее, оживить, почуяв волю, эрзянский дух. Длилось это всего лишь один-два года.

«Силовики»  всех мастей направили против  того огонька такие брандспойты грязной воды, что за тридцать лет от того пламени  даже след не остался - наложили полный  запрет на всё эрзянское, выдворили из школ эрзянский язык. Даже в таких невероятно суровых условиях антиэрзянизма, в условиях гонений и политических преследований, благоря идеям движения «Масторава», удалось, вопреки всем ураганам, сделать немало: вернули было исчезающее собственное  имя эрзя, избавившись от многовекового груза  псевдоназвания мордва,  учредили и стал символом единения  праздник День  эрзянского языка, издан эпос «Масторава»,  воссоздали неповторимый по красоте и мудрости  обряд дохристианского моления Раськень Озкс,  открыт музей Эрзянской культуры,  открыли Этнокудо им.В. Ромашкина, вышел на экраны первый полнометражный художественный фильм на эрзя языке  «Азор» и т. д. Состоялся, по сути, ренессанс эрзянского языка, был очищен он от русизмов, тюркизмов и других заимствований.

В начале девяностых ожило было в людях сознание гражданина, свободного, имеющего право на всё человеческое, почувствовать  сладость величественного слова «свобода».

Власти, обильно подкармливая и опираясь на национал-предателей, постарались, и как можно быстрее, вытравить из сознания те благородные, возвышенные  чувства. В результате  народ снова оказался в болоте беспросветного рабства, в кандалах, из которого пытался было безутешно вырваться в начале девяностых. В ней, людской массе, ещё сильнее, выразительнее стали проявляться самые безрадостные качества человеческой натуры: рабская угодливость, лакейство, жадность к деньгам, нежелание  расти-развиваться как личность,  склоннось к «стукачеству», духовно-культурная деградация.  Известно изречение: раб, признающий себя рабом - не есть раб. Эрзяне, считай все, рабами  себя не считают. И это самое пугающее. Следовательно, они бесповоротно  потеряли способность сопротивляться злу ни мирным, ни насильственным путём. Они готовы подставлять не только обе щёки, а что захочет «хозяин».

Сажусь за интернет: песни, песни, песни... И ни слова, ни весточки о том, что язык, считай, у края могилы. Песни, песни, песни... Поёт Бугуруслан, Саранск, Ульяновск, Самара, Москва, Пенза, Нижний, Таллинн... Что за вселенский праздник так эрзяне отмечают? К чему так рады? Никакого праздника и радости никакой. Так, песней, эрзяне провожают в последний путь в недавнем прошлом роджной язык.

Вот во что, к чему приводят  не знающие пределов презренные  гонения на волю. Отсюда и  столь низкий  уровень развития страны в сфере культуры и экономики,  её места на международной арене. Нет, не удалось нам за эти тридцать лет занять место эрзянам под солнцем, от этого так мало поздравивших  меня, не стал я для эрзян, для народа своим, родным, кем можно было гордиться, остался чужим. Не сбылась мечта подарить будущее своим сородичам, продолжить род эрзянский. От этого так тяжко и неуютно на душе, так хочется  дышать свежим воздухом, иметь что-то свое, близкое. Но, увы...  Увы, все мои возгласы, призывы идти навстречу Солнцу остаются стоном души в пустыне.

Нуянь Видяз



Чадыковонь 16-це чись - Эрзянь келень Чи!

13 июля 2019 года в селе Чукалы Большеигнатовского района Республики Мордовия состоится Р а с ь к е н ь О з к с

«Биография» дня эрзянского языка

А.П.Рябову - 125 лет!

От съезда к съезду

У народа Эрзя есть будущее!

Нужна ли такая мода?

ПРОТОКОЛЫ ЗАСЕДАНИЙ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ ПО СОЗДАНИЮ ОБЩЕСТВА «МАСТОРАВА»

ФАЛУНЬГУН В КИТАЕ И В МИРЕ

Почти реквием. Нуянь Видяз о своём 85-летии и не только

Школьный Освенцим

Программа Kindred Peoples объявляет конкурс на премию Air Tree Award



главная новости архив номеров ссылки гостевая книга