На главную страницу 
cделать стартовой   в избранное  



Культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия

Мордовия - Информационный портал Республики Мордовия - Морис.ру

Мелькужо Эрзянь Мастор - Форум Страна эрзян, эрзянский форум

Голос Эрзи


У народа Эрзя есть будущее!

Арису, артаны, арджаны, эрзяне - так дошедшие до нас из глубины тысячелетий письменные источники называли предков современных эрзян. Самое первое отдельное упоминание об этим народе содержится в послании Хазарского кагана Иосифа в 960 году н.э., затем в 13 веке это сделал летописец монголов Рашид-ад-Дин, а в 16 ногайский князь Юсуф. Их земля, страна ее, центр обозначались как Артания, Арта, Эрза, Арзян, Эрзямас.

Вся тысячелетняя история эрзянского народа насыщена драматическими событиями. Канули в лету многие племена, народы, но благодаря упорному труду, самоотверженной борьбе за свои жизненные интересы и воле к свободе он сумел сохранить себя до сегодняшнего дня. Территория его расселения постоянно подвергалась нападениям и грабежу со стороны половцев, русских княжеств, монголов, в составе войск которых были мокшане – их союзники. В истории эрзянского народа нет позорных пятен, он всегда жил за счет своего труда. Военные победы над княжескими и монгольскими силами, организация и участие в многочисленных восстаниях, начиная со времени колонизации его территории в междуречье Оки, Волги и Суры, кончая началом XIX века – её героические страницы.

Относительно благоприятным временем, при котором отмечен небольший рост численности народа, можно считать вторую половину XIX и первую — XX вв., до начала второй мировой войны. В те предвоенные годы общая численность эрзян вряд ли была менее одного миллиона человек. Между 20-ми и 40-ми годами происходят события, которые толкуются неоднозначно. Речь идет об образовании государственности для «мордвы», куда без должного учета этнических особенностей и иных важных интересов был отнесен эрзянский народ. В результате в составе Мордовии оказалось примерно 15 процентов народа, а остальные 800 тысяч человек - вне ее. К мокшанам судьба была более благосклонна, все они, за небольшим исключением, живут в созданной республике. Впоследствии эта ассиметрия создаст досадные недоразумения и проблемы, в частности, при финансировании потребностей культурного, образовательного характера и отразится, прежде всего, на эрзянской диаспоре (средства делятся пополам).

Однако, многие эрзяне, в том числе и самые образованные, романтически восприняли представляющуюся возможность самоуправления для народа. В республику съехался весь его цвет. На период 30-ых годов приходится резкий подъем уровня образования и культуры. Но, видимо, все было предрешено и дозировано заранее. В годы террора 1934-1938 г.г. практически весь интеллект народа был уничтожен под предлогом борьбы со шпионажем и буржуазным национализмом. Были расстреляны или сосланы в лагеря управленцы, писатели и ученые. Примечательно, что к этому времени относятся дискуссии по определению названия республики Мокша-Эрзянская или Мордовская. Первый вариант был объявлен придуманным искусственно и отвергнут. Те, которые могли бы возразить, уже находились либо в застенках НКВД, либо в лагерях, либо уже в могилах.

В послевоенное время и позже опять начались организованные переселения, целина, комсомольские стройки. Все это, наряду с бесперспективностью колхозной жизни, вызвало очередную волну губительной для народа миграции и ассимиляции. Низкий материальный уровень жизни, непосильные налоги, средства от которых империя щедро направляла на создание гор оружия и обеспечение своих геополитических интересов во всем мире, усугубляли положение. Делала свое дело идеологическая пропаганда.

Слияние народов в единую общность, полное изгнание родного языка из школ, сокращение выпуска учебников, литературы, времени теле- и радипередач и многое другое – характерные приметы того периода. Изо всех сил старалась и показывала свое рабское усердие «национальная» бюрократия. Кто измерит, сколько бед она принесла своему народу за эти годы? Все перечисленное не могло не подорвать здоровье эрзянского народа, его дух. Результат налицо - сегодня он оказался у черты, дальше которой вероятность его существования у многих неравнодушных людей стала вызывать серьезные сомнения и озабоченность. На это указывают итоги переписей населения. У соседних народов наблюдается его устойчивый рост, а у эрзянского — каждая перепись отмечает сокращение до 10-и процентов от предыдущей численности Это серьезное предупреждение пока еще не всеми осмыслено. Буквально на глазах сузилась сфера применения языка. Показательно соотношение времени республиканских телепередач на русском и эрзянском языках, в лучшем случае – 16:1. При одинаковых налогах с граждан. Нет смысла утомлять читателя статистикой из сферы культуры образования, издания газет, журналов. Картина одинакова.

Анализ сложившейся ситуации приводит к размышлениям, как существовать эрзянам дальше? Как отвести неотвратимо нависающую над ними беду? Где найти для этого силы и союзников? Какие использовать методы?

Учитывая, что основная часть эрзян проживает вне Мордовии, очевидно, что решение проблемы надо находить на федеральном уровне, основываясь на праве народа на самоопределение. Эти вопросы российские и должны решаться совместно с Москвой. Но вначале обратимся к основополагающим документам международного права: «Bce народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и выбирают пути экономического, социального и культурного развития. Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования. Все участвующие в этих Пактах государства, в том числе и те, которые несут ответственность за несамоуправляемыми и подопечными территориями, должны в соответствии с положениями Устава ООН поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право».

Россия не игнорирует эти нормы. Об этом свидетельствует факт возникновения в ее составе новых республик: Адыгея, Алтай. Хакасия.  Пункт 2 статьи 65 Конституции РФ гласит: «Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом».

Как видим, на пути к самоопределению народа в приемлемой для всех форме непреодолимых препятствий нет. Они, скорее, встретятся в вопросах самоорганизации и выражении воли к самоуправлению, но они уже - внутренние.

Перепись населения в 1959 году показала наличие в Мордовии 164 тысяч эрзи, 178 тысяч мокши и лишь 15 тысяч человек отнесли себя к мордве. Зададимся вопросом: может ли 15 тысяч человек быть государствообразующей, титульной нацией в республике с почти миллионным населением? Отсюда так близко до шутки типа: мордвин не национальность, а номенклатурная профессия.

Произошедшие перемены в обществе дали импульс пробуждению этнического самосознания эрзян. Проводимые среди них опросы, анкетирования неизменно показывают, что свыше 95 процентов из них считают себя эрзей, а не мордвой. Нелепые изобретения типа «эрзямокшот» и «мошэрзят» вызывают недоумение и обречение на забвение. Несомненно, что впредь эрзяне будут тверже отстаивать свое историческое самоназвание. Для его официального признания есть достаточная основа. Генеральная Ассамблея ООН 22 ноября 1983 года приняла резолюцию 38/14, пункт 34, в которой говорит о признании и соблюдении права коренного населения называть собственным именем. Международная норма введена в Конституцию Российской Федерации. В статье 26 п. п. 1 записано: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей принадлежности». Дверь распахнута. Каждый получающий паспорт эрзянин имеет возможность сам идентифицировать и декларировать свою национальную принадлежность.

Политические интересы и волю народа, как правило, выражают партии и другие организации. Сегодня в республике таких несколько. Они функционируют, их уставы зарегистрированы:

1. Движение за равноправие и развитие «Эрзянь Мастор».

2. Ассоциация эрзянских женщин «Эрзява».

3. Фонд спасения эрзянского языка имени А.П. Рябова.

Эти организации имеют широкие связи подобными организациями и их лидерами родственных финно-угорских народов России и зарубежья. Движение Эрзянь Мастор» участвует в работе находящейся в Гааге Организации Непредставленных Народов (ОНН). Цель ОНН оказывать Нациям и Народам-Участникам поддержку в выражении своих взглядов, нужд и требований через представительные форумы, ускорить достижение поставленных ими целей эффективными и ненасильственными мерами. Официальное утверждение самоназвания, реализация принципа равноправия и самоопределения, защита интересов народа - основные уставные задачи движения «ЭМ». Его деятельность носит откровенно правозащитный, нравственный характер, а достижение в целей оно будет осуществлять цивилизованными, ненасильственными, правовыми методами. В частности, утверждение самоназвания народа «эрзя» предполагается на первом конгрессе, проведение которого намечается на первое полугодие 1995 года, при содействии всех трех организаций. Он пройдет под девизом: «Улучшение взаимопонимания, уважение интересов на основе равноправия и сотрудничества между людьми разных национальностей.

Валентин Девяткин, член Правления движения «Эрзянь Мастор»,

кандидат в депутаты Госсобрания РМ.

Опубликовано с сокращениями в газете

«Вечерний Саранск» № 38. 1994 г.



Чадыковонь 16-це чись - Эрзянь келень Чи!

13 июля 2019 года в селе Чукалы Большеигнатовского района Республики Мордовия состоится Р а с ь к е н ь О з к с

«Биография» дня эрзянского языка

А.П.Рябову - 125 лет!

От съезда к съезду

У народа Эрзя есть будущее!

Нужна ли такая мода?

ПРОТОКОЛЫ ЗАСЕДАНИЙ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ ПО СОЗДАНИЮ ОБЩЕСТВА «МАСТОРАВА»

ФАЛУНЬГУН В КИТАЕ И В МИРЕ

Почти реквием. Нуянь Видяз о своём 85-летии и не только

Школьный Освенцим

Программа Kindred Peoples объявляет конкурс на премию Air Tree Award



главная новости архив номеров ссылки гостевая книга