На главную страницу 
cделать стартовой   в избранное  



Культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия

Мордовия - Информационный портал Республики Мордовия - Морис.ру

Мелькужо Эрзянь Мастор - Форум Страна эрзян, эрзянский форум

Голос Эрзи


СЕРДЦЕ  ЭРЗЯНЬ МАСТОР

Лесная чаща встретила нас острым запахом сырой гнили.Играющая яркими бликами полудённого солнца край леса, терялся в зарослях сорного осинника. Идти сквозь чащобу было трудно. Ноги то и дело спотыкались об корни или сучья валежника. Четверо мужчин следуют друг за другом, углубляются в лес. Впереди всех напористо шёл мужчина средних лет. Он то и дело оглядывался вслед идущим спутникам. Этот высокий мужчина – Николай Грязнов. Он директор Дальнеконстантиновского краеведческого музея. В недавнем прошлом работал геологом и подобные ходьбы для него — привычное дело. Сзади него спешил Иван Чаров – учитель, страстный краевед из села Татарское. И мы, их гости, Евгений Четвергов из города Саранска, редактор газеты «Эрзянь Мастор». Завершал группу я, директор эрзянского музея из Лукоянова. За спиной большая сумка с дорогой видеокамерой. Сумка цеплялась за ветки, ударялась об стволы деревьев. Приходилось придерживать рукой, постоянно оглядываться, поэтому отставал.

Цель нашей группы встреча с прошлым терюшанского края, с летописной крепостью - кородомой.  Николай Фёдорович, оживлённо жестикулируя руками, рассказывал о средневековой истории края.Также о земляной крепости, к которому мы подходили. Наш приезд, несомненно, его обрадовал. У главы районной администрации он выпросил на весь день служебную «Волгу». С большим воодушевлением знакомил нас с памятником. И теперь, следуя в глушь леса, спешил показать «Кузькины караваи». Так в народе прозывают места, где крепость, связанная с именем эрзянского пророка Кузьмы Алексеева.  Грязнов с гордостью говорил, что он является первооткрывателем этого интересного памятника. Это древний земляной памятник- твердь Терюшевской эрзи, исследовал, приводил в порядок и профессором Н.В.Морохиным составили паспорт. В прошлом веке в Терюшевской волости работал писатель и этнограф Мельников-Печерский. «Очерки мордвы» и повесть «Божьи домики» писателя, рассказы о быте, религиозных обрядах, легендах, написаны им на местном материале.

Пожалуй, главную цель мы видели в установлении делового сотрудничества с краеведами района и с музеем.  Четвергов Евгений Владимирович представлял Фонд спасения эрзянского языка и ставил задачи, как руководитель, широко. Это опрос населения на выявление эрзянского компонента, состояния языка. Есть ли остатки языковой культуры у населения. Хранит ли память о прошлой жизни. Моя задача — отснять работу экспедиции на видео. В краеведческом музее собраны богатые археологические материалы, коллекция терюшевской истории. Обилие памятников, с которыми нас знакомил Николай Грязнов, нас обрадовало, и непременно, хотели на всё посмотреть своими глазами.  Директор музея, Николай Фёдорович Грязнов фанатически влюблён в краеведческое дело. Это мы поняли сразу, не переставали удивляться в течении двух этих дней. Первый день посвятили опросу жителей села Сарлей, бывшего в недалёком прошлом эрзянским селом. Опрос показал, что народ полностью обрусел. Только местная топонимика да народный костюм (шушпаны) дошли до нашего времени. Терюшевские руци - это женские распашные рубахи. Они отличаются богатой вышивкой на рукавах, еще хранятся на селе. Они есть в краеведческом музее. Вышивку подарили и нам.

Что происходит с народной памятью, её хранителем селом! Из беседы с жительницей села Большое Сеськино старостихой Пияшевой, выяснилось, что коренных жителей очень мало, не больше 30 семей на всё огромное село. Остальные дома - это дачи горожан. Совсем не осталось людей помнящих прошлое Большого Сеськина.  Но о эрзянском прошлом — всё же знают. К примеру, наша собеседница назвала «репештю», которая находится в лесу. Слыхала и про Кузьку-бога.

Знает несколько эрзянских слов: « патяй…». Но в то, что власти сажали её земляков в тюрьму за моления эрзянскому богу в этой репеште - не знает. И то, что было большое восстание терюшевской эрзи – тоже не знает. Не слыхала и про Несмеяна Васильева, которого сожгли живём на Сарлейском кладбище.

Четвергов удивлялся – «Как это так, никто и незнает о Несмеяне, он же из вашего села?» К нам подошли мужчины. Четвергов повторил вопрос. И тут, произошло невероятное, мужчина сказал, что знает, где был дом Несмеяна. «Знаете, тут совсем не далеко. Через несколько дворов, на краю оврага стоял дом Несмеяна Васильева». «Проводите, пожалуйста нас» - попросил Четвергов. «Видите ложбинку!»- мы остановившись напротив домика, покрашенной синей краской. «Здесь давным-давно был край села и здесь над овражком стоял дом волостной старосты Несмеяна Васильева».  Из домика вышли мужчина и женщина. «Да-да» - подтвердили рассказ односельчанина.

После разговора с людьми, мы попытались восстановить картину событий тех отдалённых лет. Это было 18 мая 1743 года. По приказу епископа Алатырского и Арзамасского Дмитрия Сеченова были подожжены надмогильные срубики-домовины на Сарлейском кладбище.  Дым, поднявшейся столбом к небу, поднял жителей всех окрестных сёл.  С этого момента началось восстание против произвола властей. Из истории известно, взялись за оружие более 6000 человек. Руководил ими волостной староста Несмеян Васильев по прозвищу «кривой».  Образовали штаб, куда вошли представители сёл Помраз Семёнов, Котря Андрюшкин, Шатрез Плакидин, Дружина Цимаев и другие. Приняли решение не подпускать властей в свою волость.  В отличии от царских карателей, люди не хотели войны и убийств. Они не сжигали православные церкви, не оскверняли христианские кладбища. Требовали лишь свободы исповедования для эрзянских сёл. Их руководитель, волостной староста Несмеян Васильев, во избежании большой крови, добровольно сдался на милость властям и был казнен. Его заживо сожгли. Многих мужиков каратели повесили, чинили другие бесчинства. Прошло 60 лет. На этой земле вновь восстали терюшевские эрзя. Духовным руководителем мирного неподчинения властям стал Кузьма Алексеев, прозванный за проповеди -  паз- бог. И опять кончилось страшной расправой, изуверством феодалов.

Горькие рассуждения были на Сарлейском кладбище. Судьба эрзянского народа трагична. Сколько веков здесь хоронили родных эрзяне, считай с 12 века. Грязнов привел нас сюда и рассказал, как восстанавливали памятник. В невдалеке паслись лошади, увидев людей, подошли к нам вплотную. Ветер трепал их гривы и хвосты. Они склоняли перед нами головы, тянулись к нашим ладоням. Словно знали, зачем мы пришли.  «Вот здесь, на осыпях можно найти предметы захоронения и даже кости» - сказал Грязнов.  «Пойдемте, поищем!» Он рассказал, что в прошлые годы здесь копались любители поживиться старинными вещами. «Сейчас мы их отгоняем». «Вот поставили рельсы, ограничили поле. А на этом рельсе мастер Сомов выгравировал табличку, что это памятник областного значения, охраняется государством. Пойдемте! Обязательно, что-то найдём. Здесь еще недавно земля была в севообороте, но как видите, всё на законных основаниях. Памятник!»

Я смотрел на нашего гида через окошечко видеокамеры и дивился, что не один я чудак, ставлю камни предкам. Николай Фёдорович русский человек, делает вопреки всему -  замечательное дело- сохранение памяти предков. Он не боится быть осмеянным и даже побитым кладоискателями. В наше время всё возможно. Стать на защиту памяти – святое дело. Из этих мест, от гнёта феодалов люди уходили семьями. Не случайно в городе Лукоянове есть улица Терюшаны, деревня Луга ян, давшее начало городу. На этом поле не было нам привычных крестов. Предки ставили срубики в три венца. Их-то и жгли каратели - слуги государёвы. Мои рассуждения прервал голос Грязнова.  «Пойдёмте на современное кладбище. Там есть срубик». «Как!»- воскликнул Четвергов. «Да-да, именно домовина, я вам покажу!» Мы двинулись с поля, а пока шли, Николай рассказывал, как незадолго до своей смерти, краевед Устинов А.И. поставил домовину, чтобы показать людям, как хоронили местные люди своих покойников.

Возвращаемся к лесному походу. Мы дошли до глубоких оврагов. Идём вдоль земляной крепости. Место действительно впечатляющее. Глинистые склоны уходили в пропасть, настолько глубоки овраги. Накрыты свалившимися деревьями, впечатление пьяного леса. Поднялись на рукотворный вал. Грязнов не умолкал своими рассказами. Вот подаёт нам угольки, находит черепки керамики. Спускаемся на дно оврага, знакомимся реликтовым растением с лунником необыкновенным. «Растёт только здесь» - утверждает Грязнов.

Для Евгения Владимировича Четвергова, который, может быть, впервые видел грандиозные эрзянские памятники, эти дни стали откровением. Он очарован природой и ухоженными полями Дальнеконстантиновского района. «Я на Родине предков» - воскликнул он. Действительно, то, что видел на этой древней земле, казалось всё знакомым и родным.  Запруженная река Кереметь встретила нас огромным спокойным озером. Под вековыми липами Маркуши открыли маар, о котором даже Грязнов не знал. Были под липами деревни Кажлей. И здесь обнаружили остаток маара. Отсюда начинаются множество родников, стекают в огромную бетонную колоду. Жители на коромыслах, молочными флягами берут воду.  « Я об этом обязательно напишу»- пообещал Четвергов. Я смотрел на Евгения Владимировича, как он счастливо улыбался. Для него Эрзянь Мастор только открывается, а мне, моя Родина давно знакома. Это моя земля. Был я и на древних городищах – твердях. Фёдоровская кородома огромна по сравнению с убежищем Кузьмы-паза, где только что мы были. Знаю толк о маарах и в этом убедились мои товарищи по экспедиции. Восстановили из небытия кереметь- эрзянское святилище и маар «Кшекуровай» и другие эрзянские памятники.

Камни ставит директор Дальнеконстантиновского краеведческого музея. В этом почине я не одинок.

P.S    “Экспедиция на родину Терюшевской эрзи прошла успешно. Она вдохновила нас, в первую очередь Евгения Владимировича Четвергова сделать оценку проделанному выезду. В нескольких номерах выпускаемой им газеты «Эрзянь Мастор» он дал обширный материал, исторический экурс о земле предков-терюшан, которую мы посетили.  Пройдя некоторое время вышла его книжка «В сердце Эрзянь Мастор», основной темой стала наша экспедиция.

Николай Аношкин,

г.Лукоянов



Раськень Озкс-2019

Эйзюрковонь 8-це чись - Тейтерь-авань Чи!

21 ФЕВРАЛЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА

НКА – удавка на шее коренных народов России?!

Я СДЕЛАЛ ОТКРЫТИЕ

Почему на вывесках в российских городах чёрт язык сломает?

В сыктывкарских автобусах начали объявлять остановки на коми языке

СЕРДЦЕ  ЭРЗЯНЬ МАСТОР

Парадокс

Од путовкс!

АПАК КАВТОЛДО КАВТОЛДОЗЬ. Ёвтнема. Дригань Толай

Международный день родного языка в Кочкуровском районе РМ

КРИТИКАНЬ «ВЕЧКИЦЯ» ВЕРЬГИЗ. Иван Шумилкин

Валмеревкст



главная новости архив номеров ссылки гостевая книга