На главную страницу 
cделать стартовой   в избранное  



Культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия

Мордовия - Информационный портал Республики Мордовия - Морис.ру

Мелькужо Эрзянь Мастор - Форум Страна эрзян, эрзянский форум

Голос Эрзи


Я СДЕЛАЛ ОТКРЫТИЕ

Каждый человек, размышляя о жизни, анализируя явления, делает для себя большие или маленькие открытия. Хочу поделиться открытием одной из социальных закономерностей.

Дорогой читатель, западная цивилизация поражает нас своими умопомрачительными достижениями в области науки и техники, и мы тянемся к урбанизации, стремимся жить в мегаполисе, в котором есть уют и комфорт, где есть библиотеки, учебные заведения, музеи, образованные люди. Стремление вполне объяснимое. Но возникают вопросы: «Почему наши дети, родившиеся в городе, не поднимаются до нашего уровня? Почему выдающиеся люди (особенно писатели), как правило, выходят из провинции? Почему в семье московского профессора или академика не рождается учёный, подобный Михайло Ломоносову, или скульптор, подобный Степану Эрьзе? Чего не хватает детям московских министров, генералов, миллионеров для реализации личности: казалось бы и гены на месте, есть и гимназии, и кружки, и научные центры, и репетиторы, и деньги?»

***

«Вышел из глухой деревни»

Когда отмечают Юбилей успешного человека, нередко произносят: «Вышел в люди из глухой деревни». Тем самым хотят отметить заслуги юбиляра, мол, смотрите какой упорный. При этом они не улавливают, что юбиляр стал упорным именно благодаря жизни в глухой деревне, благодаря общению с душевно чистыми людьми, ещё не испорченными цивилизацией. Именно в глухой деревне, именно благодаря народной культуре обрёл он истинно человеческие качества, именно благодаря усвоению народной мудрости в нём раскрылись Богом данные способности, когда в детстве: а) слушал колыбельную песню и ласковое воркование матери и бабушки, внимал наставлениям старших, б) рядом со взрослыми занимался созиданием духовных и материальных ценностей (дома, в поле, лесу, на ферме), в) участвовал в общественной жизни, г) участвовал в народных праздниках, пел песни, играл в народные игры, соблюдал вместе со взрослыми обряды и обычаи, совершал ритуалы, д) усваивал мудрость фольклора, е) помогал ближним и дальним людям, заботился о немощных стариках и нуждающихся в помощи младших братьях и сёстрах, ж) получал помощь от односельчан, з) наслаждался пением птиц, благоуханием цветущих деревьев.

***

 Рассудок и разум

Понятия «рассудок» и «разум» – не одно и то же. Так утверждают великие немецкие философы Иммануил Кант и Георг Гегель, с ними трудно не соглашаться. К сожалению, об этом не знают учёные и чиновники от образования и используют категории «рассудок» и «разум» как синонимы. Эта ошибка дорого обходится обществу: в учебных заведениях (в том числе, в университетах) не ставится задача поднять уровень сознания учащихся до разума, т.е. до нелинейного мышления (умения понимать). Программа школ и вузов ограничена обретением лишь знаний и линейного (формально-логического) мышления. Но для человека недостаточно много знать (многознание ума не прибавляет), ему необходимо обрести разум, то есть подняться на уровень понимания (сущности явлений).

Опираясь на утверждение Гегеля, я выделил три уровня сознания:

1. Нелинейное мышление (уровень рассудка). Про человека, остановившегося в своём возвышении на этом уровне, говорят: «Много знает, но мало понимает». Человек этого уровня не умеет управлять своими ощущениями, инстинктами, эмоциями и чувствами, поэтому его интеллект может сочетаться с низменными страстями.

2. Диалектическое мышление. Человек этого уровня умеет признавать свои ошибки, признавать правоту оппонента. Сюда относится и В.И. Ленин, который говорил: «Среди моих соратников нет ни одного, разбирающегося в диалектике. Даже теоретик партии Николай Бухарин ни черта не смыслит в диалектике». Сам Владимир Ильич продемонстрировал свою диалектичность в политике и породил идею НЭП-а и Брестского мира, не устранял своих соратников, не смотря на их оппозиционные взгляды. К сожалению, последующие руководители Советского государства и КПСС (Сталин, Хрущёв, Брежнев, Горбачёв и др.) не владели диалектикой и создали основы для развала державы изнутри (и её не спасли ни крепкая экономика, ни военная мощь).

3. Нелинейное мышление (уровень понимания, разума).

Индивид этого уровня есть мудрец. Он, можно сказать, «идеален»:

– сочетает покой со сверхчувствительностью (никогда не выходит из душевного равновесия),

– сочетает чувство собственного достоинства с самокритикой (т.е имеет философскую рефлексию);

– характеризуется открытостью (добру и людям),

– жизнь посвящает поиску истины и самосовершенствованием,

– умеет управлять своим рассудком, эмоциями, чувствами, ощущениями, инстинктами,

– имеет чувство меры (во всём),

–  не совершает грубых ошибок,

– руководствуется совестью,

– свободен от суеты сует, не стремится к славе,

– умеет радоваться чужой радости.

На этом уровне находятся традиционные крестьяне, восточные монахи и некоторые профессоры.

К великому сожалению, большинство людей, имеющих высшее образование или учёную степень, не обретают нелинейное мышление, то есть не являются разумными, поэтому: а) не могут выделить главное среди тысячи факторов общественной жизни, б) путают цель и средства,  в) путают причину и следствие. Таковы многие из наших чиновников, министров и депутатов, имеющих дипломы об образовании. Их беда в том, что они не усвоили народную мудрость, содержащуюся в традиционной культуре. По этой причине в нашей стране: а) процветает правовой нигилизм; б) принимаются антинародные законы; в) многие «слуги народа» придерживаются принципа «жить для того, чтобы есть», становятся «оборотнями в погонах», коррупционерами (и оказываются у «разбитого корыта»).

***

Национальное самосознание и душа

Наша задача стать человеком, взращивать в себе человеческое начало и управлять своим животным началом. Но как стать человеком? Вот в чём проблема.

Несомненно, учиться надо. Но человек даже без диплома о высшем образовании обретает разум (нелинейное мышление) благодаря чтению книг (особенно классиков), благодаря жизни среди носителей национальной культуры. К категории «истинно разумного человека» (Homo sapiens sapiens) относятся такие всем известные люди (не получившие высшего образования), как Степан Эрьзя, народный умелец Иван Кулибин, народный академик Терентий Мальцев, изобретатель Михаил Калашников, писатели-классики Лев Толстой и Максим Горький.

Хочется сказать: чтобы личность реализовалась, недостаточно сидеть за партой учебного учреждения, слушая умные речи учителей и профессоров. Важнее научиться преодолевать себя, социализироваться, отрывать от себя время и энергию для ближних и дальних людей, для общества, вариться в соку народной культуры. 

Человек архисложное существо. Каждый имеет только ему присущие черты, но есть для всех единая закономерность: если нет национальной гордости, если нет национального самосознания, то не формируется чувство собственного достоинства и соответственно личность не раскрывается, и индивид уходит на тот свет, уподобившись нераскрывшемуся бутону цветка.

Народные просветители, лидеры национального движения стали личностями именно через любовь к своему народу. Поэтому родители должны понять: а) ребёнка надо воспитывать как носителя этнокультуры; б) чтобы ребёнок любил родной язык, гордился культурой и историей своего народа, гордился своими предками. Иначе душа его съёжится, и личность не реализуется (в каких бы академиях он ни учился). Будет напоминать биоробота.

Дело в том, что в человеке главное место занимает душа – тело наше лишь её оболочка. Каково состояние души, таков и человек – если ей комфортно, жизненная энергия становится подобной термоядерной. Но наука игнорирует душу, система образования построена на репрессиях. Чиновники от образования не поймут, что, не задействовав душу, ничего не добьёшься, что без взаимодействия рассудка и души разума не обретёшь. (В то же время народная культура обогащает душу индивида и способствует обретению им разума и других истинно человеческих качеств.)

***

Резюме

Во многом примером может служить моя родная деревня Кузьымгурт. Социальная инфраструктура в ней по уровню развития средняя: клуба нет, школа только начальная, есть медпункт, библиотека (имени братьев Разиных), проведён газ, улицы облагорожены, до шоссе уложен асфальт. Колхоз распался и деревню пристегнул к себе владелец ООО, но сельчане не унывают, организуют праздники, нет ни одного брошенного дома, нет ни одного пустующего гектара земли. Более того, мои земляки ежегодно строят красивые многоуровневые дома в каменном исполнении и со всеми удобствами, сажают цветы. На ферме дойка механизированная, остальной труд конно-ручной, но она в районе числится среди передовых. Размер средней зарплаты доярок и механизаторов низок – 12-14 тыс. рублей. Жители деревни выкручиваются за счёт подворья: выращивают по несколько коров и сдают молоко (как известно, за бесценок), выращивают телят на мясо (тоже продают дёшево). На вырученные деньги учат детей: около двухсот человек уже получили высшее или среднее специальное образование. Среди них есть авиаконструктор, два актёра, композитор, писатель, несколько учёных. Многие крестьяне имеют такие награды, как Орден Трудового Красного знамени, Орден Трудовой Славы, Юбилейная медаль Ленина и др. Полеводческая бригада стала Лауреатом Государственной премии.

Жаль, государство взяло курс на разрушение деревни, инвестиции в сельское хозяйство микроскопические, поэтому селяне страдают от безработицы. Рабочей силы в Кузьымгурте в избытке: половина мужчин работает вахтовым методом на Севере или в Сибири (соответственно дети воспитываются без отца). Но откуда упорство и жизнелюбие моих земляков? Социальное благополучие во многом зависит от традиционной культуры. Например, все приходят к роженице поздравить с прибавлением нового члена семьи, рекрута всей деревней провожают в армию, гроб усопшего несут по всей деревне, распевая песню. Сложные социальные связи, функционирование института общественного мнения, взаимоподдержка, чувство локтя укрепляют жизненный дух селян, придают им уверенность и раскрывают кипучую энергию, подобную термоядерной.   

Одним, словом, как говорит чувашский учёный Дмитрий Мадуров, народная культура есть вектор исторического развития. Ни в коем случае не надо копировать тупиковый западный путь общественного развития, ведущий к глобализации. Не надо догонять экономически развитые страны (утратившие традиционную культуру). В них человеческое из человека выдавливается (как пишут французские постмодернисты и другие западные мыслители). Вне народной культуры (то есть без паритета духовного и материального) сложно очеловечивать человека, и не может быть социального прогресса (как бы богато мы ни жили).

Россия должна поступательно двигаться вперёд самобытным путём. Если мы этого не поймём, страна разрушится изнутри без единого выстрела, то бишь через деградацию человека.

Альберт  РАЗИН,

кандидат философских наук, 

г. Ижевск



Раськень Озкс-2019

Эйзюрковонь 8-це чись - Тейтерь-авань Чи!

21 ФЕВРАЛЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА

НКА – удавка на шее коренных народов России?!

Я СДЕЛАЛ ОТКРЫТИЕ

Почему на вывесках в российских городах чёрт язык сломает?

В сыктывкарских автобусах начали объявлять остановки на коми языке

СЕРДЦЕ  ЭРЗЯНЬ МАСТОР

Парадокс

Од путовкс!

АПАК КАВТОЛДО КАВТОЛДОЗЬ. Ёвтнема. Дригань Толай

Международный день родного языка в Кочкуровском районе РМ

КРИТИКАНЬ «ВЕЧКИЦЯ» ВЕРЬГИЗ. Иван Шумилкин

Валмеревкст



главная новости архив номеров ссылки гостевая книга