На главную страницу 
cделать стартовой   в избранное  



Культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия

Мордовия - Информационный портал Республики Мордовия - Морис.ру

Мелькужо Эрзянь Мастор - Форум Страна эрзян, эрзянский форум

Голос Эрзи


2019 ГОД - ГОД ЯЗЫКОВ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ООН

В Якутии выросло число школьников, изучающих якутский язык

---

За год в Якутии количество школьников, изучающих якутский язык, выросло почти на 40% — сейчас их более 30 тысяч. Больше стало и тех, кто начал учить языки коренных малочисленных народов Севера. Об этом сообщил во время публичного отчета министр образования и науки республики Владимир Егоров.

Как сказал Владимир Егоров, в прошлом году якутский язык изучали 19 тыс. школьников, а теперь их — более 30 тысяч. “Но, с другой стороны, количество обучающихся на якутском языке несколько сократилось, потому что какая-то часть из них, возможно, как раз “перешла” в категорию изучающих якутский”, — предположил министр.

Также, по данным министерства, выросло и количество изучающих языки коренных малочисленных народов, проживающих в Якутии: долганский, эвенский и эвенкийский — в среднем на 15%. Меньше учеников стало только у учителей юкагирского языка. Сегодня языкам коренных народов обучают больше 1,5 тысячи детей.

Также, как сообщил Егоров, в федеральный перечень учебников в конце прошлого года были включены три учебника по якутскому языку для начальных и средних классов. “Все учебники прошли экспертизу и были одобрены, несмотря на позицию федерального министерства по значительному сокращению перечня учебной литературы”, — подчеркнул он.

Треть школьников изучают коми язык как

самостоятельный предмет

В этом учебном году в 87% общеобразовательных организациях республики треть школьников изучают коми язык как самостоятельный учебный предмет. Такие данные на коллегии Министерства образования, науки и молодежной политики привела и.о. руководителя ведомства Наталья Якимова. Как родной коми изучают 3727 (3,7%) учащихся, государственный коми язык – 31 035 (31%).

В целом, более 80% учащихся изучают коми язык, а также учебные предметы этнокультурной направленности («Литература Республики Коми», «История Республики Коми», «География Республики Коми», «Край, в котором я живу», «Экология Республики Коми», «Искусство Республики Коми»).

В октябре министерство провело мониторинг учебных планов школ республики на предмет соблюдения требований законодательства об образовании, а также анализ деятельности образовательных организаций по работе с родителями школьников в части выбора изучаемого родного языка и учебных предметов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

Как следует из доклада, по его итогам в ряде муниципальных образований республики были выявлены нарушения требований ФГОС. Они касались включения в учебные планы образовательных организаций предметной области «Родной язык и литературное чтение», «Родной язык и родная литература» и учебных предметов этнокультурной направленности. А также обеспечения права выбора родителей обучающихся изучаемого родного языка и учебных предметов вариативной части учебного плана.

***

Преподавать в школах в этом учебном году продолжают 94% (417) учителей коми языка и коми литературы. 6% (24) учителей коми языка и коми литературы не осуществляют трудовую деятельность по следующим причинам: 12 учителей в связи с выходом на пенсию, увольнением по собственному желанию, реорганизацией образовательной организации; 4 учителя находятся в отпуске по уходу за ребенком, 8 учителей-совместителей продолжают трудовую деятельность по основному месту работу.

В 2018 году государственную итоговую аттестацию по коми языку сдавали 289 9-классников (в 2017 г. было 193; в 2016 г. – 108). Результаты экзамена показывают высокий уровень освоения предмета: средний балл – 4,14, успеваемость – 99,6%, качество знаний – 78,8%.

С 2018 года в республике реализована новая мера поддержки изучающих родной и государственный (коми) язык: победителям и призерам республиканской олимпиады присуждается премия Правительства Республики Коми талантливой молодежи.

Кроме того, эта олимпиада в 2018-2019 учебном году вошла в Федеральный перечень мероприятий для одаренных детей. Ее победители и призеры будут включены в Государственный информационный ресурс одаренных детей России, и на уровне республики победители будут награждаться денежным поощрением.

Н.Якимова отметила работу ученых и общественных организаций по популяризации коми языка и встраивания его в систему воспитания и образования детей.

-------------------------- -----------------------

В Кош-Агачских детсадах алтайским детям все

мероприятия велено проводить только на русском языке!

***

Пока депутат ГД РФ И.И. Белеков алтайский язык называл «духовным скрепом алтайского народа» и выступал перед учителями алтайского языка в Горно-Алтайске, тем временем в Кош-Агаче власть отменила научно-практическую конференцию по алтайскому языку, к которой долго готовились.

Об этом я прочитал в газете «Алтайдын Чолмоны» от 14.12.2018г. Кратко перескажу содержание статьи.

В рамках подготовки к этой научно-практической конференции по алтайскому языку (АЯ) в 5-11 классах и детсадах было роздано 1125 анкет. Там были и следующие вопросы: на каком языке с ребенком разговаривают дома, на каком уровне находится состояние АЯ (исчезает?, если исчезает - в чем причина; на высоком уровне, если да – то на каких примерах это видно; что вы считаете полезным для развития АЯ; проводятся ли собрания-совещания-встречи на АЯ) и другие вопросы.

Оказалось, что большинство опрошенных считает, что АЯ на грани исчезновения. Одна из причин – все дети круглые сутки смотрят телепередачу «Карусель» на русском языке. На вопрос – на каком языке разговариваете дома?, ответили «на алтайском, но наш ребенок говорит на русском языке». (И это в Кош-Агачском районе! – авт.). Учащиеся чувствуют исчезновение АЯ.

Люди пожелали, чтобы кроме самих уроков АЯ, в школе проводились разные интересные тематические уроки и мероприятия на АЯ. Также люди хотят, чтобы их дети знали алтайских поэтов, писателей, историю и обычаи алтайского народа.

Во время подготовительной работы к научно-практической конференции были встречи и в детских садиках. Принимая пожелания воспитателей, было снято много видеоматериалов. По словам воспитателей, в садик дети приходят русскоговорящими, почти не владеющими родным АЯ. Остается даже мечтать, чтобы дети знали элементарные алтайские названия основных окружающих их предметов и родителей. Например, если спросить у детей «Кто твои родители?», то они не понимают о чем их спрашивают! Они с детства привыкли называть родителей «папа», «мама» и т.д.

Также выяснилось, что в детсадах существует директивное указание сверху – говорить на русском языке. Это как-то можно понять, если в группе дети разных национальностей. Но как понять то, когда в группе из детей только одной алтайской национальности, на утреннике дети, поздравляя своих мам с женским днем, читали им четверостишия только на русском языке. На наш вопрос «Почему?», ответили «Такое требование сверху!».

Кабинеты АЯ в школах района не укомплектованы техоборудованием и выявились многие другие вопросы, о которых надо было переговорить на планируемой научно-практической конференции по АЯ. Но было удивительно, что эта конференция по каким-то причинам была отменена!

Необходимы мультфильмы на АЯ, необходимо возобновить выпуск детского журнала «Солоны» на АЯ. Очень обидно, что наши руководители, депутаты не понимают наши проблемы и не оказывают необходимой помощи!

Л. Такылбаева,

«Алтайдын Чолмоны»

№ 93 от 14.12.2018 г.

Краткий перевод Кудирмекова В.Д.

–––––––––––––––––––––––––––––

По материалам интернет-источников.



12 преимуществ изучения иностранного языка

Раськень Озкс-2019

В.С.Брыжинскойнень - 85!

Подписка на I полугодие 2019 г.

«ЕГЭ УНИЧТОЖИЛ НАШЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА КОРНЮ!»

2019 ГОД - ГОД ЯЗЫКОВ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ООН

Финляндия возглавила рейтинг «хороших стран» – финны человечеству больше всего приносят пользы

ЖИВАЯ ВОДА ЭРЗЯНЬ МАСТОР

Невероятные впечатления россиян от Германии

Агония древнейшего народа мокша

Сурвелень свадьба. Надежда Родионова

Чудеса бывают!

«Книга года Марий Эл - 2018»

ВАЛТОМО. Людмила Рябова

Пеедькшнемат



главная новости архив номеров ссылки гостевая книга