На главную страницу 
cделать стартовой   в избранное  



Культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия

Мордовия - Информационный портал Республики Мордовия - Морис.ру

Мелькужо Эрзянь Мастор - Форум Страна эрзян, эрзянский форум

Голос Эрзи


ЭРЗЯНСКИЕ И ТАТАРСКИЕ ТАВЛЫ – СКОЛЬКО ИХ БЫЛО?

В Кочкуровском районе есть эрзянское село Подлесная Тавла. Рядом село Напольная Тавла, образованное выселенцами из Подлесной Тавлы. Но оно уже относится к Октябрьскому района Саранска. Есть еще одна Тавла – Татарская, в Лямбирском районе.

Ранее считалось, что изначально Тавла была одна – на месте Подлесной Тавлы. На левом берегу реки Тавла жили эрзя, а на правом – где высокие холмы – жили татары. А потом, в 1681-82 гг. татарам пришлось уйти оттуда – из-за попыток насильственного крещения. Так появилась вторая Тавла – Татарская. Так думали все.

Однако недавно стали известны такие факты, которые говорят о том, что до ухода татар из Подлесной Тавлы длительное время существовали сразу две Тавлы, где жили татары. Одна Тавла – это основная Тавла – Подлесная Тавла, где было совместное проживание с эрзянами, а вторая Тавла была расположена рядом с Аксеновым, только с другой стороны речки от нынешней Татарской Тавлы.

Дело в том, что в Саранском и Пензенском архивах есть два больших судебных дела 18 и начала 19 вв. о попытках отъема земель у татар сел Татарская Тавла и Аксеново. Процессы длились долго – годами, часть земель у татар смогли отобрать в пользу русских помещиков. Однако часть земель, на которые претендовали эти помещики, все же удалось отстоять. Суды шли и в Саранске (не в пользу татар), и в Ардатове, и в Пензе, и в Санкт-Петербурге.

Самая главная ценность этих судебных дел – там есть выписи из писцовых книг 1615, 1642 и 1685 гг., в которых указаны ориентиры земель татар Тавлы и Аксенова. По неизвестной пока причине отвод земель осуществлялся татарам сразу двух населенных пунктов вместе. И во всех этих документах оспариваемые земли считаются относящимися совместно к двум селам – Тавле и Аксеново.

Эти выписи, если накладывать тогдашние ориентиры на нынешнюю карту, ясно показывают, что земли этих двух сел некогда простирались с юга на север – от нынешней Подлесной Тавлы и до нынешнего Кривозерья. Получается, что крепость Атемар была построена на этой аксеновско-тавлинской татарской земле.

Также есть документы о продаже земель тавлинскими татарами в начале 18 века – они продали эрзянским мурзам свои земли, расположенные аж в 35 километрах на юг от Пензы. Ныне это небольшое эрзянское село Усть-Мурза Шемышейского района, рядом с большим татарским селом Усть-Уза. Между прочим, говор усть-узинских татар один к одному схож с говором тавлинских татар.

В ориентирах тавлинских и аксеновских земель по Атемарским писцовым книгам письма и меры Семена Вельяминова 1642 г. уже есть и Атемар, и «ынзерский острожок» (ныне Посоп, часть Саранска), но только что построенный Саранский Острожек (ныне Саранск) не упоминается. Есть речки Атемарка, Голявка, Сухая Тавла. Есть Суходол, Крутая гора, Суслова гора, Кудкодова помра (роща), Тавлинский и Сурской лес, Березовская и Алатырская дороги, и другие ориентиры.

Теперь стало понятно, почему имамы Татарской Тавлы, когда читают молитвы, упоминают «кладбища двух Тавл» («ике Тавла з?р?тл?ре») – значит, раньше помнили, что тавлинцы в свое время жили сразу в двух населенных пунктах, разделенных друг от друга на 16 километров.

Эти судебные дела позволяют удревнить время появления татарских сел рядом с будущим Саранском. Точных дат нет, но теперь есть четкое понимание, что появление этих сел не связано ни со строительством засечной черты, ни с переселением темниковских татар.

Да, в середине 17 века сюда переселялись темниковские татары, но здесь уже жили немного другие татары – отличающиеся от темниковских особенностями говора (до сих пор, между прочим), свадебными обрядами, национальной одеждой и другими чертами. Эти различия отмечали все татарские этнографы, изучавшие татар-мишарей Мордовии и Пензенской области. Все они указывали на то, что пока непонятно, откуда появились эти отличия лямбирской группы татар-мишарей от темниковских татар-мишарей.

Теперь все стало на свои места – здесь издавна проживала группа так называемых лямбирских татар, родственная темниковским, но не идентичная ей. Судя по всему, эти татары занимались обслуживанием большого участка Крымской дороги. Эта дорога известна и под названиями «Большая Посольская дорога» и «Буртасская дорога», и она связывала Крымское и Казанское ханства. Проходила по линии Каменный брод через реку Исса (у села Каменный Брод ныне Иссинского района Пензенской области), затем река Тавла, и далее поворот на юг на месте нынешнего Атемара, и далее брод через Суру около устья речки Аргаш (нынешнее село Тияпино), по правому берегу Суры, затем через Карсун (Ульяновская область) на Казань.

Такие татарские села, как Тавла и Аксеново, уже были здесь, когда ни Саранска, ни Атемара еще и в помине не было. Ведь эти деревни описаны в писцовой книге 1615 года. В той же книге должно содержаться описание и других населенных пунктов этой зоны – татарских и эрзянских.

Таким образом, опровергается утверждение местных историков, что лямбирских татар сюда перевели из Темникова для строительства и обслуживания засечной черты.

При въезде в село Аксеново стоит большой знак с датой основания села – 1669. Теперь ясно, что эта дата не соответствует действительности. К сожалению, местонахождение писцовой книги 1615 года, где описаны Тавла и Аксеново, пока неизвестно. Известно только, что дьяк Данила Никитин и подьячий Иван Протопопов, сделавшие из нее выпись, жили в конце 17 века в Пензе.

По Темниковскому уезду такая книга есть – она была издана в Казани в 2015 году под названием «Приправочный список дозорной книги города Темникова и Темниковского уезда 1613/14 г.» Описаны земли от Темникова и почти до нынешней Рузаевки, включая нынешний Старошайговский район. Также описаны земли дальше на юго-восток – при озере Инерка и на реке Инза, впадающей в Суру. Но там совсем нет описания земель в бассейне рек Тавла и Пензятка.

Также в 2017 году в Саранске была издана подобная книга по Алатырскому уезду, куда входила восточная часть нынешней Мордовии. Книга называется «Мордовский фронтир в зеркале приказной статистики (первая чет¬верть XVII века)». Здесь описано очень много эрзянских и татарских сел 1624/25 гг., расположенных по большей части по берегам Алатыря и Суры. Это описание на крайнем юге, по реке Сура, доходит как раз до земель, описанных по Темниковской книге. Охвачены почти все эрзянские районы Мордовии, за исключением Кочкуровского, чья территория по большей части тогда была в Темниковском уезде.

Однако и эта книга никак не описывает зону, где сейчас Саранск, Атемар, а также почти весь Лямбирский район. Есть указание, что у мордвы (читай, эрзи) из села Старые Кергуды на Алатыри (Новые Кергуды – это ныне Косогоры Березниковского района) есть бортный ухожей на лесистых холмах вершины реки Тавла. А по самой долине Тавлы не описано ничего.

По долине реки Инсар (тогда Инзера) есть описание от ее впадения в Алатырь и до впадения в нее Аморды, а выше по течению ничего не описано вплоть до впадения Пишли, то есть до нынешней Рузаевки. А там далее уже описание по Темниковской книге.

Также по Темниковской книге есть описание земель в долине реки Рудня. Но южнее ничего не описано – а ведь там долины речек Черемишанка и Свербейка, впадающих в Пензятку, которая, в свою очередь, впадает в Инсар. Есть Саранка, также впадающая в Инсар, почти напротив места впадения Тавлы.

Итак, получается, что на момент 1613-1625 гг. между Темниковским и Алатырским уездами существует зона, не относящаяся к этим уездам, и поэтому не описанная в писцовых книгах этих уездов. Границы зоны – на севере – долина реки Рудня, на северо-востоке – впадение реки Аморда в реку Инсар, на востоке – река Аморда, на юго-востоке – вершина реки Тавла, на юге – река Тавла, на западе – линия Горяйновка-Рузаевка-Перхляй.

Что это за «зона Х» и почему она не описана ни по Темникову, ни по Алатырю? Между тем известно, что там были населенные пункты до начала строительства засечной черты, и татары этих сел были верстаны на строительство и охрану этой черты. О том, что татары сел Тавла, Аксеново, Рейтарская (ныне Алтары) были поверстаны на службу по Атемарской черте, сообщал пензенский историк-краевед Алексей Лукич Хвощев (1870-1935) в своей монографии «Очерки истории Пензенского края» (1922).

Наиболее разумное объяснение, но требующее проверки, – эта зона относилась к Арзамасскому уезду. Известно, что значительную часть первоначального населения Саранска и Атемара как раз составили выходцы из Нижегородской губернии. Есть документы о переселении арзамасских служилых татар на Саранскую черту. А говор и свадебные традиции лямбирской группы татар больше похожи на говор и свадьбы татар нынешней Нижегородской области, чем на говор и свадьбы собственно темниковских татар.

В 1613-1615 гг. черта еще не строилась, но и в то время служилые татары исполняли службу в степи – ходили в так называемые «сторожи», как летучие конные отряды. При этом эти «сторожи» несли службу по 15 дней, разъезжая по степи, по Дикому полю, с целью как можно более раннего обнаружения очередного набега ногайцев. Они отдыхали в определенных местах, где строили временное жилье. Скорее всего, изначально Подлесная Тавла и была таким временным жильем для тавлинских и аксеновских «сторожей».

Таким образом, для уточнения статуса этой таинственной «зоны Х» до начала строительства Атемара и Саранска, то есть, до 1638 года, необходимо изучить писцовые книги 1621-1623 гг. Арзамасского уезда. А также изучить документы по начальному этапу строительства Атемара и Саранска. Пензенский историк Григорий Павлович Петерсон, живший с 1887 г. в Саранске, в свое время утверждал, что на месте Саранска до построения острога был татарский населенный пункт.

Ирек Биккинин,

с.Аксеново,

Республика Мордовия



Марямизь, «Эрзянь Масторонь» ломанть!

УБИЙСТВО ЯЗЫКОВ, ИЛИ СУИЦИД ИЗ-ЗА НЕЗНАНИЯ РОДНОГО

«Азор» в Саранске!

Гундяевские страдания

ФЕСТИВАЛЬ

Что происходит?

ЭРЗЯНСКИЕ И ТАТАРСКИЕ ТАВЛЫ – СКОЛЬКО ИХ БЫЛО?

Руководство Мордовии призвали публично отчитаться по вопросу сооружения памятника Инязору Пургазу

Аудиокниги на эрзянском языке!

К ИСТОКАМ ЭРЗЯНСКОГО ЭТНОСА

Валморот

Сурвелень свадьба. Надежда Родионова

ЭРЗЯНЬ КЕЛЬСЭ МАРТОТ КОРТАМС. Дригань Толай

Мезесь седе маласо?



главная новости архив номеров ссылки гостевая книга