На главную страницу 
cделать стартовой   в избранное  



Культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия

Мордовия - Информационный портал Республики Мордовия - Морис.ру

Мелькужо Эрзянь Мастор - Форум Страна эрзян, эрзянский форум

Голос Эрзи


ЭРЗЯНСКИЙ ЯЗЫК В ОПАСНОСТИ

Незнающий своей истории – пребывает в младенчестве, ибо существует днём сегодняшним. Полноценная жизнь человека, и в целом общества, не может формироваться вне национальных традиций. Без языка, без общения, без памяти и знания основ культуры родного народа человек превращается в манкурта. Опираясь на народные традиции, на культуру предков, эрзянскому этносу надо прочно стоять на земле, отстаивать своё родное, в первую очередь родной язык. Уже не одно поколение обслуживает эрзянский литературный язык, созданный в 30-е годы прошлого столетия. С ним, литературным языком, знакомишься в изданиях Республики Мордовии, в частности, в журнале «Сятко». Однако, спрос на родную литературу на эрзянском языке небольшой, как в следствии ликвидации национальной школы в диаспоре в 50-е годы. Читатель старшего поколения ушел из жизни, а ныне школа в эрзянских сёлах ликвидирована, как малокомплектная школа, пожалуй, повсеместно. И все усилия, в том числе и Музея эрзянской культуры, который способствовал факультативному преподаванию языка, создавал национальные библиотечки, сведены к нулю. Это очевидно и по посещаемости музея эрзянской культуры. С эрзяноговорящими людьми встречи всё реже. Молодежь лишёна знаний литературного эрзянского языка, а начиналось с тех, 50 годов прошлого столетия.

Каждое поколение оставляет свои плоды труда и умственной деятельности, но многое ли это значит, когда теряется связь времён, когда люди теряют историческую память, забывают традиции родителей и родной язык. Но без памяти жить нельзя, всё равно какой: семейной, родовой, культурной, исторической.

Журналы, газеты на родном языке, которые четверть века оседают в архиве музея, они же распространялись по сельским и школьным библиотекам, уже не востребованы, только музей периодически их использует в своей работе. К примеру, литературно-художественный журнал «Сятко» знакомит с эрзянскими писателями и поэтами, теми, кто пишет на родном языке. Журнал — хронология этнической жизни, культуры эрзянского народа, парад талантов. Но востребованности у читателя нет. И это не просто небрежное отношение к нашей культуре и литературе — это плод политики властей. В сёлах диаспоры с эрзянским населением сельские библиотеки и Дома культуры подпиской не занимаются, работают по русским методическим программам. Попытка музея организовать национальные библиотечки, которые в какой-то части были реализованы музеем, не нашли продолжения. Святое почтение к прошлому в менталитете молодого поколения выветрилось в процессе естественной ассимиляции в русскоязычной среде. И опять же эти сельские ДК, где еще поддерживаюется на должном уровне концертные группы, поющие на эрзянском языке, а дальше, в пропаганде языка подвижки нет.

Отказ от родного языка - это поражение этноса. Это явление наблюдаем там, где должны свято оберегаться устои культуры — в Республике Мордовия. Но наблюдаем другое — пренебрежение ко всему эрзянскому, в том числе и печати на родном языке. Отказ финансировать должным образом единственное издание - литературно-художественного журнала «Сятко», оплачивать гонорары пишущим – это геноцид эрзянского языка, эрзянской литературы, эрзянской культуры чиновниками Мордовии. Это путь гибели всего святого, что есть у народа.

Изменилось нравственно- эстетическое пространство, принимаются буржуазные реформы и законы большинством буржуазной Думы. Антинародные законы бросают в объятия коммерческой деятельности образование, медицину, культуру. Как выжить в этих условиях культуре, литературе, эрзянскому языку? Труд пишущей интеллигенции, подвижников родной культуры, печати воспринимается ныне как подвиг. Страна по имени Россия отличается неразумением во всех жизненно необходимых сферах, где ценность человека падает, что говорить о национальной культуре! Забвение своих корней, утерей национальной самобытности, деформация эстетического чутья, искажение этнических норм- эта черная полоса в начале XXI в., след невежества политики и торгашеской сути власти.

Что нам остается:

«Мода ёжос комавтозь,

Кунсоломо тонавтозь,

Лия мельга якамо,

Манчицянень цяпамо.

Цидярдомас чопавтезь,

Лайшемасо лопавтезь,

Сувтемесэ сувтнимизь,

Лався ланга путнимизь.

Аштестано сэтьместэ,

Апак мене ведьместэ,

Апак корта—кельтеме,

Апак арсе—мельтеме.

Ды ковгак а тутано,

Ведне мельга утано,

Чаво кедьгень потомксокс…

Алов, алов – потмаксос». (Людмила Рябова)

******

Подготовил Н.Аношкин,

г.Лукоянов

*****

Мезе виде - виде. Маштано лайшеме.



Подписка 2018 - II полугодие

ЧАДЫКОВОНЬ 16-ЦЕ ЧИСТЭ ЭРЗЯНЬ КЕЛЕНЬ ЧИ!

ОГЛАСКА СПАСЛА ЯЗЫК?

ЭРЗЯТ, ВАНСТЫНК ЭСЬ КЕЛЕНК! Раиса ПЛОТНИКОВА

В Марий Эл учитель объявил голодовку

Эрзянь келень Чи

В Киеве создали «Свободный Идель-Урал»

РОССИЙСКИЙ ПАТРИОТИЗМ КАКОВ ОН НА САМОМ ДЕЛЕ?

Ванстомс «Сятконть»!

ЭРЗЯНСКИЙ ЯЗЫК В ОПАСНОСТИ

Учитель эрзянского—жертва порочной системы

Из «Гостевой книги «ЭМ»

Нуянь Видязонь тешкст

Изнямо марто, Алина!

Мекс монь авам – «мама».... Числав Журавлёв

ТЕСТЭ А САЙСАК, ТЕЗЭНЬ А ПУТСАК...Эрюш Вежай

ДЕНЬ ЭРЗЯНСКОГО ЯЗЫКА. ЭРЗЯНЬ МОРОСЬ СЕДЕЙ ВАНСТЫ

АРСЕМАМ, МОНЬ АРСЕМАМ…Нуянь Видяз



главная новости архив номеров ссылки гостевая книга