На главную страницу 
cделать стартовой   в избранное  



Культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия

Мордовия - Информационный портал Республики Мордовия - Морис.ру

Мелькужо Эрзянь Мастор - Форум Страна эрзян, эрзянский форум

Голос Эрзи


КТО ВЫ, УЧИТЕЛЯ ЭРЗЯНСКОГО?

Лет десять назад, примерно, от бывшего в ту пору министра образования Республики Мордовия Кадакина В.В. довелось мне слышать такие слова-признания: «Послушнее и равнодушнее ко всему окружающему, чем школьные учителя, встречать мне не приходилось». За подтверждением точности сказанного ходить далеко не приходится. Выборы различного ранга депутатов, представителей исполнительной власти – вот показатель верности сказанного министром. Правящим персонам необходимые проценты «за» ковались и куются, в основном, послушным учительством. Об этом говорит судимость учителей-женщин с двух избирательных участков Саранска в 2017 г. за фальсификацию результатов голосования. Что, вы думаете только на двух участках совершались афёрные манипуляции? Что, это занятие одиночек?

Ежегодно как школы, так и другие образовательные учреждения усердно готовятся и проводят разные олимпиады по разным областям знаний. Получают призы, дипломы, звания лауреатов разных премий. Казалось бы, резонно воскликнуть хором давно знакомый напев – «Всё хорошо, прекрасная маркиза!». Увы…

Результаты достижений участников разных состязаний так или иначе должны были положительно влиять на научно-технический и интеллектуальный потенциал страны. Но… Стокгольм почему-то не желает знаться с победами ни школьных, ни ВУЗ-х олимпиад. Имена российских Лауреатов Нобелевской международной, столь престижной, премии можно пересчитать на пальцах одной руки. Не результат ли это слов, сказанных давным-давно бывшим министром? Несложно связать с «капризами» Стокгольма и шельмования на выборах, с абсолютным равнодушием, ложью, творимых не только школой, но и всем обществом. Не рецидив ли советских премудрых «приписок» вкрался в эти олимпиады? Уроки эрзянского по факту в регионах не проводятся, а на олимпиады приезжают… Вот уж правда, «всё это было бы смешно, когда бы…»

Пять или шесть лет назад на празднике День эрзянского языка в Саранске ко мне многие обращались, как и ныне, не по-русскому канону, а по-эрзянски – Видяз леляй. Услышав эти слова, грудь заполняет что-то тёплое, нежное, трогательное. Сколько в них родного!

Соседка по столу, учительница-эрзянка, меня спросила: «Разве у эрзян были когда-либо свои имена? Я, в чей карман и в гости не наведывался диплом лингвиста или историка, был обескуражен, опешил, не знал, что ответить. Место было не совсем подходящее для диалога, поэтому что-то выговорил и на этом кончили. Неужели она, эрзянка, учительница эрзянского, не слышала имя легендарного Пургаза и имя сказочной красавицы из эрзянского фольклора Литовы? А Лияны с Вияной? Знать, - нет. Можно полагать, и наша гордость, героиня наша Эрзямасонь Олёна, для неё - звук пустой.

Откуда столь пренебрежительное, пусть будет грубовато сказано, брезгливое, отношение эрзян к языку предков, к «седой старине», ко всему тому, что создавалось на протяжении тысячелетий? Где искать источники этой нечистоты и безграничного безразличия?

Первый и главный двигатель распространения, как эпидемии, молвы второсортности эрзя и других языков, конечно же, центральная власть, ее политика приведения всех народов к единообразию, к русскому образу жизни, конечная цель - их ликвидация. Стремится Россия к этой цели, к созданию колониальной психики с времён Ивана Грозного, и даже раньше. Её, таким образом, воспитывают в нас, нерусских, веками. Воспитывают методично и планомерно. Во время Второй мировой нерусские коренные народы были нужны, а теперь…

В последние три десятилетия, прикрыто и явно пропагандируя ненужность родных языков, вспомнили начальствующие заправилы подзабытое теперь слово «антанта». В этот тройственный союз ввели: университет (кафедра эрзянского языка), систему школьного образования, а в качестве третьей союзницы – обслугу властей, так называемую межрегиональную общественную организацию «мордовского» народа. Рядом с ней орудует, точит эрзянский язык, Поволжский центр так называемой культуры. Первые две совершают зло – на свой лад проводят русификацию, а третья с чётвёртым – псевдодеятельностью прикрывают порождаемое зло.

Похоронный марш начинает университет. Из-за того, что эрзянский язык доведён до крайнего истощения, абитуриентов на специальность «Эрзянский язык и литература. Русский язык и литература» набирали, а теперь тем более, с трудом. Принимали студентов без конкурса, по принципу: такой-сякой, лишь бы был - кто идёт. Из них, из слабых студентов, отдельные защищали диссертации и начинали учить, будучи кандидатами-доцентами, с трудом собранных студентов. Вот такие, за редким исключением, «пеклись» дипломированные «учителя» эрзянского языка.

С одной из таких «дипломированных» довелось ехать как-то в одном автобусе. Места наши оказались рядом. Заговорил с ней, эрзянкой, по-эрзянски. В ответ – …по-русски, я по-эрзянски, она… Так и не «разговорил» перейти на эрзянский, пока не въехали в село, где она вела …эрзянский язык. Комментарии, как говорится, излишни. Могут быть возражения. Мол, это отдельный, ничего не значащий случай. Э-эх! Было бы хорошо – отдельный...

Язык - не только падежи и спряжения, не только его грамматика с фонетикой. Кроме них надо знать историю своего народа, знать его материальную и песенно-обрядовую, особенно, религиозную культуру. Язык – это широкий кругозор, независимое мышление, знание этики с эстетикой, умение постоять за себя. И самое главное – любить свой народ, быть его слезинкой, быть правдивым и преданным ему, быть готовым к самопожертвованию.

Преподаватели филфака, кафедры эрзянского языка, таких учителей, даже при большом желании, взрасти не в состоянии. Они сами не вобрали такие запасы знаний и духовных богатств. Об этом можно судить даже  по одному показателю – общественная активность. На протяжении 25-30 лет ни один из них, можно сказать, ни разу не появлялся на общественных эрзянских мероприятиях, включая легендарной «Масторавы». Ни драма, ни опера, ни народная песня их никогда не волновала и не заманивала. Впрочем, …это не совсем так. А как же Михаил Мосин, доктор-профессор, декан филфака, холопствывавший так усердно десятки лет перед тёмными силами эрзянского языка? За это эти самые силы украсили грудь «патриота» до самого  пупка  орденами и медалями.

Рабы-преподаватели кафедры, как и рабы - школьные учителя, не могут  взращивать личностей, самостоятельно шагающих по жизни граждан, они выпускали и выпускают себе подобных, ничем, кроме огорода и поросёнка в хлеву, не интересующихся. Но всё-таки они и их выпускники - не совсем рабы, не копия их. Рабы могли требовать, постоять за себя, сопротивляться, даже быть бунтарями. Как не вспомнить трагическую историю восстания рабов и гладиаторов под водительством Спартака против Рима в 73-71 гг. до н.э.? Им, думается, не были чужды чувства солидарности, чувства помощи друг-другу в беде. Вот какие были рабы, не то, что...

Нет, это совсем иная порода людей. Она лишена чувств достоинства, воли, чувства перспективы, справедливости, готовности бороться со злом, противопоставить себя насилию. Пример, та же кафедра. Была совсем недавно отдельной кафедрой, эрзянской. Затем её объединили с мокшанской. Теперь эрзян осталось на этой кафедре лишь четыре человека. Было …10. Считай, кафедры нет! А что будет? Во многом виноваты годами их высиживания в норах, их морально-эстетическая отсталость. Даже о своём бедственном положении, о том, что им ЗАПРЕЩАЮТ писать научные статьи на эрзянском языке, они никуда, даже Фонду спасения эрзянского языка, не пожаловались. Христова установка: «Ударили по одной щеке, подставляй другую» - превратилась у них в жизненное кредо. Из иисусовской догмы вытекает  ещё одна черта поведения–трусливость. Учителя и создаваемая ими людская общность, уверенно шагнула в ряды наших далёких пра-прародителей.

Давно кем-то сказано: врач лечит человека, учитель – человечество. Поэтому в неудачах государства следует обвинять правителей, олигархов и других державников не за экономические провалы, а за столь ущербную  систему образования, школу. По-видимому, современный тип людей, полностью забывших лермонтовскую меткость «страна рабов, страна господ», будет изучен наукой и назван антропологами каким-то именем по-латыни. А может уже и назван?

Ответ на выведенный в заголовок вопрос даёт газета «Эрзянь Мастор», созданная почти четверть века назад и служащая по сей день светлой идее спасения эрзянского языка, значит и его носителя.

Не секрет, уровень присутствия евреев в СМИ. Они отлично знают, СМИ – власть, то есть, сила. То - евреи. А мы, эрзя? Вместо того, чтобы воспользоваться пусть крохотной силой власти в лице «Эрзянь Мастор», воспользоваться этой опорой в борьбе за своё родное, они …испугались её. Испугались слов «борьба» «самостоятельность», «справедливость», «право», «родина». Газета, которая выдержала десять судов различной инстанции, своею, частью бытия эрзян не стала. Но самое печальное - такою не стала для учителей и прежде всего – эрзянского языка. Читают её единицы. Если читают… Она для них чужая. Нужны ли пояснения кто они такие и кто евреи?

Обеспечить будущее языка, в данном случае эрзянского, только одними уроками, да и то два сильно отощалых часа в неделю, - невозможно. Должно быть включено в процесс сбережения и роста языка все: от названия этикетки на спичечной коробке до общения на нём везде и всюду. Любая, самая мелкая мелочь должна быть включена в возрожденческий оборот.

Сегодня каждое слово, напечатанное на бумаге или в сетях, просматривается «всевидящими» под микроскопом. За разговорную, прямую речь, высказанную вслух в кругу друзей, как было в достопамятные тридцатые годы, пока не преследуют. Язык же исторически развивался как разговорный. Что бы не воспользоваться этим? Но… Идёшь по коридору школы в эрзянском селе и уши щиплет от «здрасте». Произносят его дети. Пример показывают учителя. Не знаю как на уроках эрзянского языка, на других, конечно же, вместо «шумбрачи», при входе в класс, ведущий урок торжествующе скажет «здрасте». Уроки химии, физики, математики и другие, конечно же, должны начинаться со слова «шумбрачи» и обязательно должно быть добавлено что-то сопоставимое по теме на родном языке.

Легко - и нужно это делать – проводить параллели, сравнения по теме на уроках русского языка и литературы, истории. Это поднимет уровень знаний по всем предметам. Вот тогда-то и появится любовь и гордость за свой язык, престиж его поднимется до уровня востребованности и уважения. Именно при соблюдении этих правил за студенческий стол сядет желанный студент. А так…

С грустью вспоминаю свои холодные-голодные и такие счастливые, заполненные мечтой о светлых даля х, школьные годы. Не забудется, к сожалению, и такое: с первого по десятый класс, который заканчивал в Дубёнской средней школе, ни одна учительница, ни один учитель, не называл имя Пургаза, никто не рассказывал о судьбе Олёны Арзамасской, Васильева Несмеяна и других героев Эрзя народа; не говорили, что есть эрзярский народ и что была такая страна – Эрзянь Мастор. История наша бетонно умалчивалась. Результат предсказуемый: в 1952 г. распростился со школой стопроцентным эрзяно-говорящим русским. В пределах школьной программы знал творчество Пушкина, Гоголя, Лермонтов, с незабвенным «Героем нашего времени», Тургенева, Чехова.., но не слышал, кто такой Яков Кулдуркаев, отсидевший около двадцати лет в тюрьмах и лагерях за поэму-сказку «Эрьмезь». И не мог знать. Он в это время сидел, отгорожен был от своих читателей колючей проволокой.

Горько, несказанно горько мне от того, что школа, государство украло было у меня литературные богатства моего народа. Лишь спустя многие-многие годы, вернулся, пусть в мечтах и дерзаниях, на родную землю, в бывшую страну Эрзянь Мастор, обрёл Родину.

Нуянь Видяз



21 февраля - Международный день родного языка

Эйзюрковонь 8-це чись - Тейтерь-авань Чи!

Аванень инжекс. Татьяна Панькина

Авань лембезэ. Татьяна Панькина

АВАДО ВАЛМЕРЕВКСТ

Поваделесэ келень-моронь покшчи!

Песнь о Путине

От губерний -  к подлинным республикам

«Сятко» ды «Мокша» журналтнэнень – 90!

Орден Ине Эрзя!

ПОПЛАВКИ

КТО ВЫ, УЧИТЕЛЯ ЭРЗЯНСКОГО?

Кенгелемань кувтастонть...

Вана истят эрзянь цератне...

Арсемам, монь арсемам… Нуянь Видяз

Родиться, чтобы умереть...Салтанонь Видяз

Пеедькшнемат



главная новости архив номеров ссылки гостевая книга