На главную страницу 
cделать стартовой   в избранное  



Культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия

Мордовия - Информационный портал Республики Мордовия - Морис.ру

Мелькужо Эрзянь Мастор - Форум Страна эрзян, эрзянский форум

Голос Эрзи


ЭХО НАРОДНОГО ОБРЯДА

Мне, мальчику, посчастливилось в детстве слышать рассказы своей престарелой бабушки о прошлой жизни деревни. Она часто рассказывала о своём девичестве, не только мне, но и приходившим к нам гостям. Эти рассказы давно мною позабыты, но иногда что-то всплывает в памяти и дает повод для размышления.

Её поколение, её подруги несли в памяти весь свод народной обрядовой культуры, в первую очередь, песенную, причитания на все случаи жизни и прочее. Это была их жизнь с детских и девичьих игр, хороводов и посиделок.

К примеру, свадебные причитания, сам свадебный обряд, по мнению исследователя фольклора Евсевева М.Е., – это опера, многоголосовое действо, которые не повторяется в течение свадебной недели. Как это всё укладывалось в голове простых, необразованных эрзянок! Держать в памяти весь свод песенно-обрядовой информации не просто, трудно понять. Кроме этого были причитания, духовные песни, молитвы на все поводы жизни и они, на протяжении жизни всё помнили.

Если в начале 19 века Александра Сергеевича Пушкина сытила разум народными сказками, песнями его няня ижорка Арина Родионовна, и гений на основе их создал свои, пушкинские сказки. Век всеобщего образования лишила детей подлинной народной культуры. Конечно, и мне, мальчугану школьных времен, надо было читать Пушкина, учить его стихи. То, что часто слышал от неграмотной моей бабушки долго в памяти не держалось, ее рассказы, сказки, песни остались невостребованными. Однако, на вершине своей жизни, как бывает, возвращаешься в прошлое и нет-нет в памяти воскресают фрагменты её рассказов, и я начинаю понимать, какую ценность они имеют.

Помню рассказы бабушки о своей матери, Анге Родякаевой. Родом она из соседнего села Аоре. Прадед отлаживал механизмы мельницы ее братьям, а в награду засватал их сестру. Её странное имя меня удивило, но бабушка на это нашла объяснение. В девичестве ее мама была красавицей, имела хорошую память. По этим качествам подруги в хороводных играх ее выбирали богиней - покровительницей Анге-патяй. Так за ней закрепилось это имя, хотя, вполне возможно в церковной метрике была Анной. В деревне церковные имена, полученные при крещении, не соблюдали. Люди несли прозвище или изменённое имя… После очередного рассказа бабушка запела песню своей матери:

Ков пурнат-сэрнят,

Ды мазы тейтерь, наряжат?

Мазы тейтерь, наряжат?

Эх, мон пурнан- сэрнян

Пиже садга якамо,

Пиже садга якамо.

Эх, те пиже садсонь мазы нармунть,

Сынь морыть.

Мазы нармунть сынь морыть,

Эх, сынь морыть.

Мазы тейтерь а варшты,

Мазы тейтерь а варшты.

Эх, иля аварде,

Мазы тейтерь, мелявто.

Эх, а минь мольтяно

Покш базаров якамо,

Покш базаров якамо.

Эх, а минь раматано

Сэреть коряс палине,

Сэреть полас палине.

Эх, раматано кедеть полас

Сиянь кедьск,

Кедеть коряс сиянь кедькс.

Эх, раматано, суронь коряс

Сиянь суркс….

Отрывочные сведения, которые остались в памяти о жизни бабушки и даже её бабушки, матери отца — это знак связи поколений. Звали пра-пра бабушку Парава. Взята была она в барский дом работницей, и … от молодого барина родила сына. Отца моей бабушки. Конечно, не только подруги научили мою бабушку Екатерину Деметриевну премудростям народной культуры. Обрядная культура шла от бабушек, матери, а дальше от подруг. Память бабушки была изумительной, но по малости лет, я мог мало что запомнить. Поколение моей мамы — это уже довоенное советское время. Менялась жизнь, уходили прежние ценности. Хотя деревня сохраняла молодежь, были еще девичьи посиделки, но культура их матерей и бабушек, культура ушедших поколений, проявлялась лишь эхом той бурной необразованной деревни. Сошла на нет в наше время. Носители народного фольклора унесли память с собой.

Николай Аношкин,

г.Лукоянов



ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ГАРАНТОМ КОНСТИТУЦИИ?

Подписка на I полугодие 2018 г.

Европейский суд коммуницировал жалобу татарского активиста Рафиса Кашапова

Казанский суд отказался вести заседание по делу ВТОЦ на татарском языке

Лидеры по уровню ксенофобского насилия -Санкт-Петербург, Москва и Татарстан

ЭХО НАРОДНОГО ОБРЯДА

От Ишима до Качима

Эрзянь буйтешкс

ЗАШИФРОВАННАЯ РУСИФИКАЦИЯ

Кенгелемань кувтастонть...

АРСЕМАМ, МОНЬ АРСЕМАМ… Нуянь Видяз

Гостевая книга «ЭМ»

Честесь - трудонь коряс!

Казнеть аграрийтненень

ЭРЯСКИНЭНЬ ЭРЯМОСТО

МАНИКСЭЛИНЗЕ...

Явдано седейризкс...



главная новости архив номеров ссылки гостевая книга