На главную страницу 
cделать стартовой   в избранное  



Культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия

Мордовия - Информационный портал Республики Мордовия - Морис.ру

Мелькужо Эрзянь Мастор - Форум Страна эрзян, эрзянский форум

Голос Эрзи


ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ГАРАНТОМ КОНСТИТУЦИИ?

В России процветает правовой нигилизм. Забывается, что человек, являются высшей ценностью общества. Правовой нигилизм – это беспредел, это основа коррупции. Вот чем озабочены многие россияне, в том числе, и я.

На носу президентские выборы. Среди кандидатов на должность Президента России я не вижу альтернативы В.В. Путину – он волевой, харизматичный, остроумный. Но почему-то в своих действиях непоследовательный. Если бы мне довелось встретиться с ним, я, руководствуясь ст. 13 Конституции РФ, задал бы несколько животрепещущих вопросов. Вот некоторые из них:

1. «Дорогой Владимир Владимирович, про Вас никто (даже наши враги) не скажут, что Вы глупый человек. Но я в недоумении: почему в Вашей государственной поступи имеют место нелогичные шаги? Так, согласно Конституции нашего государства, народы (и их языки) не делятся на «первостепенные» и «второстепенные» и имеют равные права на изучение родного языка. Почему же Вы даёте установку на обязательное изучение лишь русского и английского языков и тем самым нарушаете Конституцию? Разве Вы не являетесь гарантом Конституции? Почему прокуратуре дано указание не на соблюдение Конституции, а на нарушение её?

В своих выступлениях Вы призываете к единству. Но, в жизни получается, что Вы ранжируете языки по «сортам» и, так или иначе, русских противопоставляете коренным народам России, так или иначе, демонстрируете неприятие иного языка, иной культуры. Вы осознаёте, что действуете против принципа равенства и братства? Осознаёте, что вносите раскол в семью российских народов, что работаете не на единение россиян, не на центростремительные силы, а на центробежные? Почему Ваши слова и дела расходятся?

2. «Собирание русских земель» – дело нехитрое, как говорится, «сила есть – ума не надо». Но необходимо помнить, что русские состоялись как нация и выстояли в бесконечных войнах, в первую очередь, благодаря людскому и природному ресурсу коренных народов современной России, особенно финно-угорских (как субэтноса). (М.В. Ломоносов неслучайно писал: «Ещё неизвестно, какой крови в русских больше – славянской или финно-угорской».)

Теперь настала пора решить национальный вопрос. Национальные отношения – сфера деликатная – в прогрессивном обществе национальная политика строится отнюдь не с имперской позиции, вовсе не так, как в Удмуртской Республике: национальная политика в Удмуртии выстроена с позиций варяга. И вот как выглядят её результаты:

– В облике столицы Удмуртской Республики г. Ижевска нет национального колорита – он ничем не отличается от русских уральских городов. Хотя бы ледовый городок на центральной площади можно бы сделать по мотивам удмуртской мифологии. Но Глава г. Ижевска Ю.А. Тюрин не реагирует на многократные обращения по поводу придания облику города черт самобытной удмуртской культуры.

– Во всех государственных учреждениях звучит русская речь. Во всех учебных учреждениях обучение ведётся на русском языке. (После Октябрьской революции ситуация была иная, особенно в 20-30-е годы.)

– Удмуртские теле- и радиопередачи очень короткие и ведутся в неудобное время.

– В руководстве республики удмурты почти не представлены: не являются удмуртами ни Глава УР, ни Председатель Госсовета УР, ни Председатель Правительства, ни их заместители. Нет удмуртов среди руководителей Администрации г. Ижевска и Городской Думы. Не представлены удмурты в депутатском корпусе Городской Думы Ижевска. Среди депутатов Госсовета УР удмуртов лишь шестая часть.

Глава УР А.В. Бречалов для оправдания негодной национальной политики придумал отговорку: «Мы выбираем кадры не по национальному признаку, а по деловым качествам!» Но кто поверит, что удмурты бестолковый народ? А где брали удмуртские кадры в советское время?

– Когда я обратился к Главе УР А.В. Бречалову о необходимости сохранения традиционной культуры удмуртов, он меня оборвал: «Вы тут не одни живёте!»

С появлением Главы-варяга в Удмуртской Республике прекратилась поддержка Центров народных ремёсел (большей частью расположенных в сёлах и райцентрах), прекратилось финансирование газификации деревень. Такая практика направлена против удмуртов (поскольку они в основном живут в сельской местности).

Владимир Владимирович, Вы нам навязали этого москвича, заранее зная его мировоззрение, далёкое от этнических интересов титульной нации? Может быть Вами дана установка на постепенную ликвидацию удмуртского этноса? (Не зря про А.В. Бречалова говорят: «Побренчит и уедет, в Кремле займёт тёпленькое местечко».)

– В Госдуме РФ Удмуртию представляют два депутата, проживающие в Пермском крае и один депутат, проживающий в Москве. Их провела в депутаты партия «Единая Россия» по партийным спискам. Это Ваша установка? Их навязали с дальним прицелом, чтобы Удмуртию «пристегнуть» к Пермскому краю? Такое предположение имеет под собой почву: в России три национальных образования уже упразднены. (Конечно, от слияния национальных образований с другими субъектами РФ коренные народы ничего не выиграли экономически, тем более ухудшились условия сохранения их языка и традиционной культуры.) Вообще практика слияния административных единиц способствует отдалению власть имущих от народа, усиливает недоступность депутатов и чиновников для избирателей.

– Удмурт на своей земле ощущает себя не хозяином республики, а изгоем. Удмуртофобия способствует формированию комплекса неполноценности и распространению суицида. Высокий уровень суицида среди удмуртов связан с ощущением «второсортности», отсутствием чувства собственного достоинства, с формированием комплекса неполноценности (психической рефлексии). Механизм доведения удмурта до суицида объясняется очень просто: человек с комплексом неполноценности круглосуточно помнит о своей «ущербности», в его головном мозге есть постоянно возбуждённый центр (в течение 24 часов в сутки), который мешает развитию личности, мешает поднять голову выше, свободно дышать, свободно мыслить, чувствовать себя полноценным. Это ведёт к истощению нервной системы и неадекватному восприятию мира и неадекватному поведению. И достаточно небольшой коллизии (в семье или на работе), чтобы он не выдержал психического напряжения и добровольно ушёл из жизни.

Разве недостаточно ещё исторических примеров пещерного шовинизма, идей об исключительности той или иной нации, осужденных мировым сообществом? Почему бы не присмотреться к опыту решения национального вопроса в Финляндии, Швейцарии и других демократических странах. Пора отогреть отверженную душу аборигенов России, которым внушена мысль о «второсортности» их языка и культуры. Пора приложить усилия для завоевания души побеждённых народов, а дело это непростое. Душа – тонкая материя, её завоёвывают не силой, не принуждением, а любовью и великодушием.

Примером в этом отношении является Ленинская национальная политика, направленная на возрождение национальной гордости и чувства собственного достоинства всех жителей страны. В.И. Ленин создал СССР как истинный союз народов, а не империю колонизованных этносов. Тем самым он проявил любовь и великодушие как черту сильной личности и мудрого человека. Благодарная память о нём как об истинном интернационалисте и гуманисте будет вечной в сердцах освобождённых народов.

Ретроспективный взгляд обнаруживает, что все империи обречены. Из истории мы знаем, что рухнули все мощные державы, претендующие на вечное существование. От развала их не спасли ни репрессии, ни богатство, ни военная мощь. Какова причина? Причина развала в игнорировании социальных закономерностей – всякое действие встречает противодействие: чем больше нажимаешь на пружину, тем сильнее даёт отдачу. Причина развала империй – в снобистском, высокомерном отношении власти к экономическим и этническим интересам покорённых народов. В империи человеческое из человека выдавливается – происходит деградация человека: колонизатор развращается, а побеждённый народ манкуртизирется (о манкурте см. роман Ч. Айтматова «Буранный полустанок»).

Отсюда напрашивается вывод: Россию необходимо укреплять, придерживаясь демократических принципов, а не потворствуя имперским амбициям шовинистов.

3. Роза – красивый цветок, но это не означает, что удмуртский национальный цветок «италмас» можно уничтожить и вместо него территорию Удмуртии засадить розой. Каждый здравомыслящий человек скажет: «Нет, пусть будет разноцветье». Параллель можно провести с языками. Мне никто не докажет, что мой удмуртский язык не великий, что он уступает другому языку, скажем, английскому. Мне никто не докажет, что «велик и могуч» только русский язык. Каждый здравомыслящий человек скажет: «Все языки велики и достойны изучения. Все народы самоценны, пусть процветает самобытная культура каждого народа». В этом духе высказывается и педагог-новатор Шалва Амонашвили: «Школа каждого народа должна взращивать в своих питомцах национальный дух этого народа. Русская Школа должна взращивать русскую духовность, грузинская Школа должна взращивать грузинскую духовность, латышская – латышскую, армянская – армянскую…».

Много ума не надо, чтобы понять, что многонациональность не беда России, а благо: каждый этнос открывает одну из граней многосторонней истины. Знание многих языков способствует развитию личности. Знание языка коренных народов не мешает изучению русского языка, а, наоборот, способствует лучшему усвоению – билингвисты и полиглоты русским языком владеют лучше, чем русскоязычное население. Следовательно, Россия – духовно богатая страна. Этому надо радоваться. Но вот беда – численность удмуртоговорящих с каждым годом сокращается, и ЮНЕСКО вынуждено было занести удмуртов в число вымирающих народов. Это же трагедия. Когда дело касается духовной сферы – в данном случае сохранения языка и культуры народа – не может быть прагматичного подхода. Гибель народа – это невосполнимая утрата для всего человечества. С кого спросить за это?

Прогрессивные люди ломают копья по поводу сохранения видов растений и животных, занесённых в «Красную книгу», создают «Общество охраны животных», заботясь о братьях наших меньших. Но почему нет отеческой заботы о сохранении коренных народов России? Разве этнос менее ценен, чем растения и животные? Согласитесь, нормальный человек не может равнодушно созерцать конвульсии уникальной удмуртской цивилизации. Неужели Вы считаете, что в данном случае подходит выражение: «Дело спасения утопающего в руках самого утопающего?» Ошибается тот, кто придерживается культа силы. Ошибается тот, кто покладистость, уступчивость, толерантность, интеллигентность, доброту удмуртов воспринимает не как достоинство, а как слабость.

4. Цивилизованный человек способен влезть в шкуру страдающего и ощутить его боль. Владимир Владимирович, докажите, что Вы способны понять душевную боль аборигена. В качестве иллюстрации своей боли приведу отрывок из стихотворения Народного поэта Дагестана Расула Гамзатова, отразившего состояние человека, страдающего от осознания трагического положения родного языка:

… И смутно слыша звук родимой речи,

Я оживал, и наступил тот миг,

Когда я понял, что меня излечит

Не врач, не знахарь, а родной язык.

Кого-то исцеляет от болезней

Другой язык, но мне на нём не петь,

И если завтра мой язык исчезнет,

То я готов сегодня умереть.

Если бы я был поэтом, тоже написал бы стихи в этом роде. А сегодня подписываюсь под словами аварского поэта, выражая своё полное согласие с содержанием данного поэтического произведения.

Вы можете понять, что значит для меня осознание смерти родного языка (и соответственно смерти моего удмуртского этноса)? Это страшнее, чем моя физическая смерть (как индивида).

5. Президент каждой страны мечтает осчастливить свой народ. Но наша действительность далека от мечты: социальное и национальное неравенство препятствуют ощущению счастья. И каковы корни нарушения конституционных прав на равенство? Можно сделать предположение, что проблема связана с ущербностью мировоззрения власть предержащего, с отсутствием у него философской рефлексии.

Философия нужна не для того, чтобы сдавать зачёты и экзамены. Философ не тот, кто преподаёт философию, а тот, кто живёт, учитывая философские законы. Правитель призван быть философом и не должен игнорировать законы диалектики. Так, согласно диалектике должно быть единство в многообразии (а не единообразие, не моноязычие). Согласно диалектике, мир взаимосвязан – нельзя стать счастливым за счёт несчастья другого.

Эту истину необходимо объяснить «старшему брату». Позже за ассимиляцию аборигенов России со «старшего брата» спросится. Он и сам опомнится, но будет поздно. Подумайте: что это за такой «старший брат», который печётся только о собственном благе?! Нет уж, миссию надо выполнить до конца – как говорится, «взялся за гуж – не говори, что не дюж»: государство должно решить национальный вопрос цивилизованно, чтобы сформировалось национальное самосознание, сформировалось чувство собственного достоинства. Без этого не сформируется и гражданское самосознание.

Политика, направленная на насильственную русификацию, замешана на примитивной философии. Пора понять, что ассимиляция малочисленных народов катастрофой оборачивается и для русского этноса, бумерангом ударяет по основам русской нации.

Например, кто такой «обрусевший удмурт»? Каков его социальный облик? Это человек, не владеющий красноречием, неспособный объясняться на образном, сочном русском языке, пересыпанном метким словом, пословицами, поговорками,и говорящий на правильном канцелярском (или жаргонном) языке. Он не является носителем никакой этнокультуры, не знает традиций, обычаев, обрядов, народной мудрости, народных песен и танцев. Это обыкновенный маргинал, то есть представляет собой что-то промежуточное – и не удмурт, и не русский – ни то, ни сё, ни рыба, ни мясо. Он напоминает перекати-поле, оторванное от земли и не имеющий ценностной ориентации. Ему всё равно, в какой стране жить, лишь бы в желудке светило солнце. Но считает себя «русским». (По этому поводу некоторые остроумно иронизируют: «Глаз узкий-узкий – совсем русский».)

Согласитесь, налицо маргинализация, расчеловечивание населения, налицо деградация «русского человека». Согласитесь, патриотизм (как качество и чувство) не может возникнуть без тяги к малой родине, без привязанности к родным местам, без любви к родному языку и самобытной этнокультуре? Согласитесь, «самобытность есть принцип жизни» (К.Д. Ушинский). Согласитесь, идеалом России должен быть носитель культуры своего этноса и уважающий культуру (принципы и символы) другого народа (а не маргинал, то есть не беспринципный, не безнациональный человек без руля и ветрил).»

Главная функция культуры (в узком смысле слова) – человекотворческая. Народная культура – это своеобразная социальная технология очеловечивания человека. Поэтому необходимо противостоять глобализации, которая осуществляется под лозунгом движения к мировой культуре. (Мировой культуры как качественно нового состояния нет – она состоит из суммы этнокультур: удмуртской, русской, эрзянской, марийской, чувашской, татарской, китайской, итальянской...)

Удмурты придерживаются принципа «не навреди»: бережно относятся к окружающей среде (природной и социальной). Они трудолюбивы, упорны, энергичны, жизнерадостны, по характеру покладисты, уживчивы, милосердны, генетически миролюбивы. Носители удмуртской народной культуры имеют восторженно-поэтическое восприятие мира. В то же время маргиналы лишены многих истинно человеческих качеств, в том числе патриотизма и милосердия.

В СССР уже была практика формирования безнациональной общности, называемой «советский народ» – с подачи И.В. Сталина много преуспели в разрушении самобытной культуры (в том числе русской). Такая политика привела к развалу СССР – республики с радостью разбежались и не просятся обратно под крыло державы (хотя экономически пострадали все). Непонятно, зачем сегодня настаивать на прошлой ошибке, зачем дважды наступать на те же грабли?

6. Владимир Владимирович, Вы пришли к власти на волне демократии. Думаю, по-прежнему являетесь сторонником демократии. Думаю, Вы рады, что наша страна является федеративным государством. Но почему принципы федеративности попираются? Почему права субъектов РФ ущемляются? Только один пример: Главы республик, Губернаторы краёв и областей навязываются субъекту страны Президентом. Если же некоторые из них не справляются со своими обязанностями (или воруют), их снимают, но за это не отвечают ни правящая партия «Единая Россия», ни Президент. Почему? Разве мы живём в стране всеобщей социальной безответственности?

Почему львиную часть налогов, собранных в субъектах РФ забирает Центр? Потом руководители регионов с протянутой рукой ездят в Москву, просят подачку на латание дырявого бюджета. (В демократических странах ситуация иная – Центр забирает лишь треть собранных налогов.)

Почему население Удмуртской Республики бедствует, хотя из её недр нефть хищнически выкачивается? Вы считаете нормой, что удмурты от своей нефти вместо благ имеют только экологические проблемы?

Находясь в составе федеративного государства, называемого «Волжская Булгария», удмурты платили дань в размере 10% от дохода. Подобная ситуация была и в «Золотой орде». Сегодня экономическое положение удмуртов в РФ хуже, чем в составе «Волжской Булгарии» и «Золотой орды». Почему? Одумайтесь, пересмотрите внутреннюю политику России. Может, стоит присмотреться к федеративному устройству Германии и опыту управления её «землями», опыту соблюдения автономности регионов?

7. В статье 7 Первой главы Конституции написано: «Российская Федерация – социальное государство». Это означает, что целью государства должно быть благополучие народа, что чиновник должен быть слугой народа, а не наоборот. Это означает, что слабые социальные группы (женщины, дети, старики, инвалиды, малочисленные народы) должны быть защищены государством, что народ не должен страдать от обездоленности и безысходности, то есть от отсутствия средств на операции и лекарства, приобретение жилья, обучение детей, полноценное питание, заведение своего «дела».

Разве это «социальное государство», если:

– распространяется безработица;

– многие населённые пункты не могут пользоваться услугами телевидения;

– законы принимаются не в интересах народа, а в интересах олигархов – в потребительской корзине трудящихся не отражается прибыль, полученная от добычи полезных ископаемых;

– дороги никудышные (хуже, чем в европейских странах, не имеющих нефтяных месторождений);

– нефть на международном рынке дешёвая, а топливо с каждым днём дорожает, значит, закон рынка не запущен?

Разве это социальное государство, если при огромных запасах природного газа нет курса на газификацию населённых пунктов даже в центре России? И почему услуги газовиков сверхдорогие? Налицо произвол.

Разве это социальное государство, если взят курс на разрушение деревни и строительство мегаполисов. В Удмуртии за 10 лет исчезло 129 деревень, в урбанизированные поселения переехало 28,8 тыс. человек, осталось 32,6 тыс. работников, численность фермеров сократилась с 2 446 до 65. Социальная инфраструктура деревень разрушается (осуществляется «оптимизация» – красиво звучит): закрываются школы, библиотеки, клубы, музеи, медпункты, в Дебёссах (райцентре Удмуртской Республики) закрыты роддом и паспортный стол. Кредитные ставки банков высокие, закупочные цены на продукцию с/х-ва низкие, а топливо и промышленные товары дорогие – делается всё, чтобы сельчане бросали родную деревню. Не учитывается, что в в мировой практике аграрная сфера находится на дотации.

В советское время закупочные цены на молоко и зерно были в два раза выше, чем цена на дизельное топливо. А сейчас ситуация противоположная.

Владимир Владимирович, Вы как первое лицо государства «не слышите» вопиющий глас тружеников села в лице Василия Мельниченко из Свердловской области, возглавляющего общественное движение «Федеральный сельсовет». Ещё один пример: представители силовых структур остановили тракторный марш на Москву, организованный фермерами Краснодарского края. В чём дело? Неужто испугались обнародования произвола?

Карл Маркс утверждал, что государство является машиной насилия, машиной угнетения и подавления. Вы можете доказать обратное?

Подумайте, социальная аномия распространяется из деревни в Москву или, наоборот? Вопрос риторический, не так ли? Согласитесь, из провинции выходят самые добрые и трудолюбивые люди, самые лучшие писатели (Лев Толстой, Антон Чехов, Владимир Короленко, Александр Куприн, Аркадий Гайдар, Мустай Карим, Чингиз Айтматов, Михаил Шолохов, Василий Шукшин, Фёдор Абрамов, Валентин Распутин, Василь Быков…), изобретатели (калашниковы, кулибины, циолковские), гагарины, олимпийские чемпионы (кулаковы, тихоновы), организаторы производства, военачальники, надёжные защитники Отечества. Деревню, бесплатно поставляющую государству физически и нравственно здоровую рабочую силу, можно сравнить с оазисом в знойной пустыне или «зелёными лёгкими» города.

Современная государственная политика, направленная на разрушение деревни способствует не решению главной социальной проблемы – очеловечиванию человека, а расчеловечиванию. Без деревни Россия задохнётся. Когда мы говорим о сохранении деревни, имеем в виду сохранение культуры. Культура – это «ахиллесова пята» России. Если деревня разрушится, разрушится и культура, тогда россияне будут напоминать роботов (работающих прекрасно, но лишённых души). Известно, что «свято место не бывает пусто» – кто-то придёт на место мигрирующих крестьян, кто-то займёт землю в центре России. Но кто? Пришлые люди? Подумайте, Отечество может оказаться оккупированным без единого выстрела. Проблема сохранения деревни – это вопрос национальной безопасности России!

В социальном государстве не должна распространяться социальная аномия (в форме пьянства, бандитизма, коррупции, проституции, наркомании…). С ней можно покончить лишь в том случае, если в России будет построено гражданское общество, то есть в случае внедрения самоуправления, называемого «непосредственная демократия». Это всем известная истина, знаете и Вы (озвучили же как-то необходимость строительства гражданского общества).

Дорогой Владимир Владимирович, хочется верить, что Вы способны «слышать» крик души россиян, проявить добрую волю и принять конструктивные меры, чтобы наша реальность соответствовала написанному в Конституции РФ».

Альберт РАЗИН,

социолог, кандидат философских наук,

Заслуженный деятель науки УР,

г. Ижевск

***************************************

Комментарии. Политическая система в России поставлена так: рабочие места, более-менее оплачиваемые (вахтовый метод), находятся в Москве, С-Петербурге, в мегаполисах и на Cевере в газо-нефтедобываемых регионах. Молодые семьи временно разобщаются. Это способствует разрушению семьи, что повлияет на рождаемость детей. Вот вам и демографическая катастрофа. Как результат, развращается общество – проституция, пьянство, наркомания, ухудщается его нравственная составляющая. Государство чахнет. В СМИ сообщается, что проституция молодеет, втягиваются несовершеннолетние девчата, результат — аборты, венерические болезни, подрывается благородство, духовность и здоровье людей.

Путин и властьимущие, видать, не понимают этого. Или не хотят понимать?

Г.Д.Мусалев



ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ГАРАНТОМ КОНСТИТУЦИИ?

Подписка на I полугодие 2018 г.

Европейский суд коммуницировал жалобу татарского активиста Рафиса Кашапова

Казанский суд отказался вести заседание по делу ВТОЦ на татарском языке

Лидеры по уровню ксенофобского насилия -Санкт-Петербург, Москва и Татарстан

ЭХО НАРОДНОГО ОБРЯДА

От Ишима до Качима

Эрзянь буйтешкс

ЗАШИФРОВАННАЯ РУСИФИКАЦИЯ

Кенгелемань кувтастонть...

АРСЕМАМ, МОНЬ АРСЕМАМ… Нуянь Видяз

Гостевая книга «ЭМ»

Честесь - трудонь коряс!

Казнеть аграрийтненень

ЭРЯСКИНЭНЬ ЭРЯМОСТО

МАНИКСЭЛИНЗЕ...

Явдано седейризкс...



главная новости архив номеров ссылки гостевая книга