На главную страницу 
cделать стартовой   в избранное  



Культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия

Мордовия - Информационный портал Республики Мордовия - Морис.ру

Мелькужо Эрзянь Мастор - Форум Страна эрзян, эрзянский форум

Голос Эрзи


ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА МУЗЕЮ

25 лет назад, в ноябрьский холодный день было открытие нового подразделения культуры, необычного для того времени. В районном ДК в комнате 20 кв.м., отведенной для этого, родился то ли музей, то ли клуб, то ли киностудия в эрзянском варианте. Первым руководителем учреждения стал местный краевед, киношник Михаил Алексеевич Савлев. После года борьбы за живучесть киностудии «Поиск», которую упразднили местные власти, они не посмотрели на то, что она 10 лет несла статус народной. Руководитель его, Савлев, за новую идею ухватился как за соломинку. Однако, через год, видя явное непризнание властью нового детища, Савлев уходит в другую организацию. Музей заимел интерес лукояновцев. Каждый день мы, два друга-краеведа, принимали более ста человек, в основном, студентов города. Как могли рассказывали о культуре и быте эрзянского народа, крутили фильм о фестивале эрзянской песни на берегу Ежати в Пичунгушах. Цветной фильм нам подарило областное телевидение. Большие группы ребят не умещались в музее, теснились в дверях, мешали проходу по тесному коридору.

Статус музея определился чуть позднее. С января по сентябрь 1994 года в музее работу вёл фактически один. Труд не оплачивался. Работа в мастерских РДК художника была сдельная и я, в реальности, из-за потери времени в музее, был лишен возможности заработать. Наконец, на все мои просьбы я был зачислен по штатному расписанию как директор музея. Первым делом определил статус - «Музей эрзянской культуры», «Эрзянь культурань музеесь». Сделать это было не просто из-за шовинистических взглядов руководства культуры и официальной Мордовии. Но организатором и хозяином положения был сам и работа пошла — распространять эрзянскую культуру, которая для меня была близка и понятна. Опорой была эрзянская самодеятельность района и помощь эрзянских товарищей; из Саранска получал азы грамоты и поддержку.

Оглядываясь назад, вижу себя, образно говоря, в чистом белом поле. Никаких ориентиров. Но я был уверен, что нельзя повернуть, надо идти. Если не мы, кто будет за нами? По моему следу пойдут другие, тропа станет широкой дорогой. Но куда идти, где вешки, по которым держать путь. Полная самодеятельность и свобода выбора. Если сельскую самодеятельность курировали областные и районные методические центры, была методическая литература; эрзянского духа в Лукоянове я не находил. А это в 30 годы — центр эрзянской активности! Мне рассказывали об этом местные краеведы. О главном эрзянине города и района, депутате Верховного Совета СССР первого созыва Верендякине В.В. знал каждый. Конечно — это веха, ориентир. Куда идти? В педучилище, куда ещё... Но на тот момент эрзянский дух из него, можно сказать, растаял. Даже библиотека училища не имела книг, из которых читатель мог что-то исчерпать. На период открытия музея сельская самодеятельность района в эрзянских сёлах мало отличалась от русских клубов. Да, пели и плясали, но мало было из эрзянской культуры. Если исполняли две-три эрзянские песни, то для экзотики. Костюмы были тоже в чем придётся. Но главного – развития, внимания к родной речи не было. После отмены национальной школы в 50-х годах, выросли поколения, лишенные богатств литературной культуры, чистоты языка. Музей взял на себя восполнить эти пробелы. А это — преподавание родного языка в школе. Поговорил с учителями, вроде против не шли.

В 1995 году Музей начал обеспечивать школы в эрзянских сёлах учебниками и методической литературой, создавать школьные эрзянские библиотечки. В трёх школах удалось начать преподавание родного языка в форме факультета. Без особых проблем в средних школах сёл Иванцева и Шандрова были охвачены все младшие классы, с 1-го по 5-й класс. В Чиргушской основной школе педколлектив Сайоры Мельниковой пошёл дальше: создали музей эрзянской культуры и краеведения. Однако в сёлах Кельдюшево, Пичингуши и Атингеево, куда направлены были учебники, дело не пошло. Менялась власть, менялись взгляды и в этих школах не нашлось мужества начать учить детей эрзянскому языку и литературе. Между прочим, работа музея велась со школами вплоть до их ликвидации. Особенно жестоко обошлась власть с Чиргушской основной школой, от двухэтажного кирпичного здания осталась одна щебёнка и крапива.

Музей в целях внедрения в школы эрзянского языка образовал общественную организацию «Ассоциацию по спасению эрзянского языка им. Д.Т.Надькина», открыли счёт в банке. Именно на первые спонсорские деньги были закуплены учебники в Мордовии. Задача наша, имею ввиду и актива музея, была выполнена. Но благотворительную деятельность пришлось свернуть, не было денег, а главное — поддержки районной власти. И даже 3 миллиона рублей музею по целевому счету от губернатора были отняты на нужды районной культуры. Однако из этих денег смогли купить видеокамеру, открыть видеостудию «Масторава», и постоянно снимать мероприятии культуры. Смогли создать два фильма.

Заметной страницей жизни музея была поисковая полевая работа. Открыли несколько природных и культовых эрзянских памятников старины. На этом не успокоились, занялись их восстановлением и благоустройством, чтобы проводить на них мероприятия — реконструкции молений предков. К примеру, на мааре «Кшекуровай», на фоне дикой природы леса прошло региональное моление — праобраз современного Раськень Озкса. Также удачно сложилось открытие мемориальных плит и памятных знаков и даже памятников. О каждом памятнике — отдельный разговор. Всё это делалось на общественных началах. Большую помощь оказывали эрзяне, не только члены совета, но живущие за пределами Нижегородской области.

Новой вехой работы музея стало создание Этнопарка у шоссе, не доезжая до села Новосёлки (Од веле). Этнопарк – это наша гордость, визитная карточка Лукоянова.

Музей с 31 декабря 2011 года лишился самостоятельного статуса, перенесён в краеведческий музей, стал его национальным отделом, но де факто по- прежнему выполняет свои функции. Пример: создание этнопарка и проведение там летних фестивалей «Эрзянь лисьмапря». Ведём большую просветительскую работу и, в первую очередь, с молодёжью. Имеется филиал музея в селе Иванцево. Работает 15 лет. В стенах краеведческого музея создано информационное поле эрзянской истории и культуры, начиная со стендов, тематических книжек, постоянными выкладками материалов и фото в интернет. Сейчас самая значимая работа для этнопарка: создание памятников, композиций, новых скульптур паркового жанра. Обилие эрзянских экспонатов – это и есть итог многолетнего труда, это прямая дорога к познанию национальной культуры. Музей эрзянской культуры – это Центр эрзянской культуры на Нижегородской земле, в России в целом. Связи и помощь на дела музея идут от эрзян, которые видят подлинные дела, это их восхищает. Люди готовы в нужный момент помочь своим далеко не лишним рублем, быть соучастником большого и святого дела — возрождения ЭРЗЯНСКОЙ  КУЛЬТУРЫ. Я низко кланяюсь всем, кто помогает музею, помогает реализовать  наши планы.

Люди разных национальностей, политических убеждений, восприняли нашу работу правильно: культура и его основа, язык — от бога. Мне хочется вспомнить добрыми словами ушедших из жизни активистов музея, в первую очередь, Михаила Савлева, первого руководителя музея, Юрченкова Александра Павловича - моего учителя, краеведа, Лидию Эрямкину и Евдокию Пазавину- верных помощниц, солисток хора, Сергея Туршатова, Николая Панькина, Александра Толкачева, Сергея Гераськина, Панькину Анну Степановну—создателя сельского музея эрзянской культуры и краеведения, учительницу эрзянского языка, Героя Советского Союза И.Е.Малышева, писателя Тимина (Митряшкина) Т.Н и многих других, с кем был тесно связан недавнем прошлом.

Я безмерно благодарен членам совета музея: Понину И.А., Караванову В.В., Видяеву Н.А., Лазареву М.В., Володину Ю.К., Поверину Н.А., Александровой Г.А. и другим. За большую помощь благодарен Сарайкину А.И, Жегалиной Р.Д., Судаеву В.И., а также ветеранам эрзянского движения Маризь Кемаль, Нуянь Видяз, Кшуманцянь Пиргуж, Шаронову А.М., Эрюш Вежаю и другим. Я всех Вас уважаю. Праздник Музея - наш праздник.

Николай Аношкин



Од ие марто, мельвановикс ловныцят!

Подписка на 1-е полугодие 2018 г.

Эрзя года - 2017

Сказ про то, как Меркушкин Кремлю служит

Улыбочку!

ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА МУЗЕЮ

«История и культура древних удмуртов»

Культурная столица 2019 года

В собственном соку или уникальный опыт «поддержки» национальной культуры в РМ

ШУМБРАТ, ОД ИЕ!

ЭРЯСКИНЭНЬ ЭРЯМОСТО. Мацьказонь Лёфай

Литовантень – 20 иеть

Сёрма Дригань Толайнень

Арсемам, монь арсемам… Нуянь Видяз

Явдано седейризкс!



главная новости архив номеров ссылки гостевая книга