На главную страницу 
cделать стартовой   в избранное  



Культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия

Мордовия - Информационный портал Республики Мордовия - Морис.ру

Мелькужо Эрзянь Мастор - Форум Страна эрзян, эрзянский форум

Голос Эрзи


Ономастика – это часть нашей истории

Народ, осваивавший новые для себя территории, давал свои названия речкам урочищам и поселениям. При этом хранил более древние названия, бытовавшие здесь и оставленные ранними жителями этих земель. Так, в Чувашии сохранились эрзянские названия «Моргауши, Эрзе тюки и т.п.», марийские «Кугеси, Шемурша и т.п.» Иногда к более древнему названию другого народа добавлялось свое. Название реки Сура происходит от тюркского Су «вода» и эрзянского Рав «река, вода». Аналогично в Анапе название реки Супсех находящейся на границе гор и степи образовано от черкесского Псы / Псоу (река) и тюркского Су «река, вода». Предки чувашей оставили в названиях деревень систему тайных и официальных дозорных пунктов, религиозной системы (Эльмень, Учук и т.п.) и светской власти (Энпÿкасы, Мурзакасы, Тархан и т.п.), систему воинской организации (Турун, Серпÿ, Вунпÿ, Касак, Кошки). Систему отпочкования деревень от материнских «касы» «выселки». С появлением новых населенных пунктов это было естественно, то переименование старых топонимов выглядело кощунственно. Так из чувашского Чÿксарчĕ появляется татарское Чебоксар (камышовые заросли). Но иногда эта тенденция приобретала неуправляемые формы. Так в Русском государстве в Поволжье чиновники, занимающиеся этим делом в основном были татары и, приходя в чувашские земли, они давали татарские названия чувашским деревням. 

Российская империя старалась внести свои коррективы в топонимику национальных регионов, стали появляться названия производные от навязываемой народам официальной церковной субкультурой «Всесвятское, Троицкое, Никольское и т.п.» Согласно указам царевны Софьи местное население выселялось с берегов Волги, их поселения заселялись новым пришлым населением и ушкуйниками, соответственно и населенные пункты стали переименовываться: Сундырьпусь в Мариинский Посад. Многие древние чувашские названия стали восприниматься пришлым населением как родные, а потому были сохранены: Сормово (сурăм), Сенгилеи (Сĕне киль), р. Сундовик и т.п.

Но на этом дело не остановилось, началась ползучая борьба с национальной топонимикой. Все национальные топонимы постепенно стали заменяться русскими:  Шибылги в Большую Андреевку, Тарханы Марпосадского района в Сотниково и т.п, а местные национальные названия искусственно искажаться так, чтобы людям самим стало противно назвать их так как прежде. Так появились Чувашские Ишаки или Хачики. Идут годы и новое поколение молодежи уже воспринимает название своих деревень как родные, не понимая какая идеологическая диверсия была совершена против них. 

В советский период генерация топонимики стало уделом закрытой группы чиновников, творящих на этом поприще все, что им заблагорассудится. Если раньше названия Калинин, Сталин, 30 лет Октября, Канаш и т.п. были символами лояльности и помогали избегать лишних репрессий, то в 60-70- годы буйство фантазии чиновников просто зашкаливало. Так в Чебоксарах появляется Новоюжный и Южный районы, в Альгешево (Вунпукасы) около 20 улиц с названием «Южная», но и этого показалось им мало, появляются переулок и проезд «Южный». Здесь же открываются гастроном и парикмахерская «Южанка» и «Южная». При этом чиновники даже не задавались вопросом, а существовала ли какая-то народная топонимика в этих местах. 

Казалось бы, преломить эту ситуацию довольно легко, была бы хоть какая-то воля местных властей, благо, что многие населенные пункты чувашей носят два - три названия. Достаточно на остановках и второстепенных дорогах (если уж федеральные власти запрещают это делать на основных трассах) давать названия еще и на национальном языке (общепринятая международная норма). Но видимо не так все просто. Ярким показателем истинной политики Российских властей в этом вопросе стало создание Гугл карт, в которых наряду с обычным названием можно было написать и народное. Карты эти были закрыты.

Итак, из всего вышесказанного мы можем сделать некий прогноз, в ближайшие годы нет смысла ожидать активизации позитивной национальной политики в регионах. Идёт усиленный демонтаж культурного потенциала России, ликвидация всякого проявления национальной культуры и подмена их стадной политической идеологией, приправленной ангажированными государством и спецслужбами субкультурами ислама и христианства.

Дмитрий Мадуров,

г.Чебоксары

P.S. В стране, в её информационных пространствах девятым валом бушует дезинформация и откровенное грубое враньё со стороны власть державных.



ЧТО ДАЛ ЭРЗЯНАМ СЪЕЗД ПРОШЕДШИЙ?

Каталония...

Подписка на 1-е полугодие 2018 г.

Назначение боярина Волкова

Лапша на уши!

ПОДМАРЬ – рузокс «булочка»?

Ономастика – это часть нашей истории

Власти Марий Эл не знают, на что содержать маркеловские храмы

Филатов – продолжатель дела Степана Эрьзи

Арсемам, монь арсемам… Нуянь Видяз

Кода эрить минек ломантне Финляндиясо?

«Азор» - васенце эрзянь кинофильма!

Эрзянь кельсэ васенце кино

Мелень ёвтамо.



главная новости архив номеров ссылки гостевая книга