На главную страницу 
cделать стартовой   в избранное  



Культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия

Мордовия - Информационный портал Республики Мордовия - Морис.ру

Мелькужо Эрзянь Мастор - Форум Страна эрзян, эрзянский форум

Голос Эрзи


ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

Очередная поездка по родным местам, ничем особо не отличалась от предыдущих лет - участие в Велень Озкс в Большое Игнатово и Эрзянь Лисьмапря в Лукояново, что само по себе замечательно.

Сегодня хочется рассказать о другом, о «мелочах», которые сопровождают любого человека, особенно в дороге и новых местах, где всегда масса встреч, знакомств, курьезных и грустных случаев. Анатолий Рыбаков как-то сказал: «Ведь только мелочи создают богатство ощущений». Воистину так, без мелочей мир был бы серым и скучным, никаких эмоций. Проезжал Казань, на вокзале объявления, в том числе на татарском, надписи все дублируются на родном языке. Чувствуется и видится национальный колорит и в одежде, и в разговорах. Какие молодцы татары! В Саранске на вокзале — лицо города — всё русское и на русском языке. В общественном транспорте остановки объявляют на... английском языке — смешно и грустно от такого абсурда и показухи. И что, проедут три иностранца, проедут в автобусе пару раз в 18-м году, в течении недели… Это как, помним, из той же серии: позорное одевание на Департье, эрзянский панар. В этом вся суть мордовского правления - страх перед кремлёвскими имперцами и подобострастие, унижение перед иностранцами. В то же время мордовцы даже не помышляют об объявлениях на эрзянском и мокшанском языках!

Ещё одна «мелочь»: В Эрзянь Мастор остановки в общественном транспорте будут объявляться на двух языках... эрзянском и русском.

В Дубёнках, на рынке, спрашиваю продавца книг об эрзянских книгах, учебниках. В ответ услышал: не вожу, не продаю, так как нет спроса, будут покупать, буду заказывать и продавать. Ещё раз повторяю, в ванькс эрзянском селе, не пользуются спросом книги эрзянских писателей, что неудивительно, когда родителей вынуждают отказываться от обучения детей родному языку. В этом прямая вина не только меркушкиных и волковых, но и готовых лизнуть, у кого угодно и что угодно, районных мордвинов, в числе которых, к стыду, учителя эрзянского языка.

В вагоне поезда разговоры, разговоры …«слово к слову тянется…», все, без исключения, ругают московскую и местные власти, но как только возникает вопрос о протестах, митингах мгновенно замолкают и даже отворачиваются.

В селе Ардатово разговор с двумя жителями: один говорит на родном языке, процентов на тридцать разбавляет его русским и тут же заявляет: «эрзянский язык не пропадёт…». Второй, после небольшой паузы: «Ну и что, если пропадёт, у нас есть язык межнационального общения». Всё, по словам и деяниям великого кормчего, который недавно в Йошкар-Оле заявил примерно следующее: «Родной язык можно не учить, но русский обязательно».

…Вышел на остановке «Главпочтамт», увидел скопление народа. Подошёл. Оказывается, привезли кости Фёдора Ушакова из Санкт-Петербурга, если не ошибаюсь. По меткому выражению Е. Понасенкова, показ и демонстрация костей — удел приматов. В этой связи этнические верования в тысячу раз более честные и естественные. Задают ли жители Саранска себе вопрос, кто такой Ушаков и что он сделал полезного для эрзянского и мокшанского народов? Не уверен. А если зададутся этим вопросом, то выяснят для себя: ничего! А то, что он проживал, будучи в отставке, в Алексеевке и подкармливал местных монахов-дармоедов говорит как раз об обратном, - христианском и социальным порабощении коренных народов. Как известно, монастыри были крупными землевладельцами и крепостниками. И его воинские достижения, сражения являются, в свете имперских амбиций, захватническими и никакого отношения к эрзянам и мокшанам не имеют в смысле полезности. Отсюда можно сделать незамысловатый вывод. Производство его в «святые» попами, постройка в 2006 году церкви в его честь, установка памятника в Саранске, всё это выражение сущности имперской России. И что прискорбно, в этом участвуют, сами того не подозревая, эрзяне и мокшане,- строят, проводят «торжества» за счёт налогоплательщиков. Всё бы ничего, если бы приверженцы и любители костей молились и целовали их в помещении, церкви, за свой счёт, никому не мешая, но они обставляют свои смотрины с такой помпой, что весь город на ушах стоит- перегораживают улицы, полицейские кругом, посты. То есть пять процентов так называемых верующих, диктуют условия для 95 процентов жителей. Абсурд и маразм, граничащий с безумием. Всё как у М.Е. Салтыкова-Щедрина в городе Глупово: «…Основные качества глуповцев—неиссякаемое терпение и слепая вера в начальство». И ещё: «Обрушивающиеся же на них несчастья воспринимают как нечто должное и о протесте даже не помышляют».

Вот так эрзяне и доживают свой век, ждут очередную порцию костей и тихо, покорно, без сопротивления оставляют эрзянский мир на потребу наглым захватчикам. Вы скажете, что на вышеописанное не стоит обращать внимание? Но автор пришёл к совершенно другому выводу.

Ёгань Минька,

г.Красноярск



ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

А тем временем: В Саранске может появиться проспект Армии России!

* СЁРМАДСТОМА* "Эрзянь Мастор"

БЕССЛАВНЫЙ СХОД

Дело обвиненной в подделке бюллетеней председателя избиркома поступило в суд

О языковой ситуации в Мордовии – Республике эрзян и мокшан

Будет ли Каталония независимой?

Не всё «буртас» - бути весть пурдась

ЮБИЛЕЙНЫЕ ПСАЛМЫ

В Дербенте прошёл первый Дагестанский Вики–семинар

Словарь «Сырнень човалят» скоро будет на столе читателей

Омар Хайям кортазеви эрзякс?

Весе а истя! Тон - а тон. Боляень Сыресь

Содамоёвкст. Дригань Толай



главная новости архив номеров ссылки гостевая книга