На главную страницу 
cделать стартовой   в избранное  



Культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия

Мордовия - Информационный портал Республики Мордовия - Морис.ру

Мелькужо Эрзянь Мастор - Форум Страна эрзян, эрзянский форум

Голос Эрзи


«Эрзянская Родина - Эрзянь Мастор!»

«Шумбратадо паро ялгат! Теевтяно содавиксэкс. Монь лемем Уатанабэнь Наоки. Мон университетэнь тонавтниця Япониясто ды монень 20 иеть. Мон Тайванень фирмань «Glossika»-нь, конёвксонь «Japanese For Teenagers» сёрмадыця. Мон эринь Америкасо 11 иеть. Монь вечкевикст тевть: Ю-Ги-О, шахматат, Айкидо, ловномс валморот, романт. Монь тиринь келем - Япононь кель. Мон вечкан Эрзянь Масторонть, мельспаросо тонавтнян эрзянь кель!» - содавиксэкс карминек Наоки марто сёрма вельде (ловнодо «ЭМ», 18 (482) №. Ней Наоки сёрмадсь видео, конань нолдасынек сёрма вельде седе тов:

-----------------------

2017 иестэ, Аштемковонь 11 чистэ, Токионь Рузонь Келень Институтсо мон пачтинь эсень кортамо: «Эрзянская Родина - Эрзянь Мастор; Мокшанская Родина - Мокшень Мастор!»

2017 (кафта тёжянь кемсисемгоце) кизоса, лямбековонь 11 шистэ мон Токионь Рузонь Кялень Институтса корхтань «Эрзянская Родина – Эрзянь Мастор; Мокшанская Родина – Мокшень Мастор!»

2017 года, 11 июня, я произнёс свою речь «Эрзянская Родина – Эрзянь Мастор; Мокшанская Родина – Мокшень Мастор!» в Токийском Институте по Русскому Языку.

Кортамонь текст/Корхтамань текст:

Шумбратадо Эрзят! Шумбратада Мокшет! Здравствуйте Эрзяне, Мокшане, и другие люди! Монь ялгат – мои друзья, я приветствую вас сегодня! Я стал интересоваться эрзянским и мокшанским народами в 2015 году, когда я учился на первом курсе университета. Во время моего первого семестра я написал свою первую научно-исследовательскую работу на английском языке: On Saving the Mordvin Languages Via Education (по-русски «О сохранении мордовских языков через образование»). В следующем семестре, я написал на японском языке свою вторую научно-исследовательскую работу, (по-русски «Языки и культура малых народов России (особенно эрзя и мокша языки)). Я не знаю, почему я вдруг стал интересоваться Республикой Мордовия. Но у меня нет никаких сожалений, и я ценю свою связь с эрзянским и мокшанским народами.

Когда писал свою первую научно-исследовательскую работу я стал интересоваться этими языками (особенно эрзянским, потому что я люблю эрзянскую музыку и мне нравится эрзянская песня «Колмо штатолт», и я очень уважаю эрзянскую мученицу Эрзямасонь Олёна). У Эрзян и Мокшан есть много интересного. Например, эрзянский Эпос Масторава, созданный эрзянским писателем Александром Шароновым (его зовут Шарононь Сандра, на эрзянском), герой Советского Союза Михаил Девятаев (его зовут Девятаев Михаил, на мокшанском), и известный во всём мире эрзянский скульптор Степан Эрьзя. Эрзянская и мокшанская мифология тоже очень глубокие и некоторые её части похожи на японскую мифологию и Синтоизм. Например, идея о многобожии как японская идея «Яоёрозу», ещё у Эрзян есть бог солнца «Чипаз», и это как японская богиня «Аматерасу» , ещё в эрзянской и мокшанской мифологии есть подземное царство, у которого нет разницы между Раем и Адом, как в японской «Ёми-Но-Куни».

Но, к сожалению, даже в Республике Мордовия эрзянский и мокшанский языки находятся под угрозой исчезновения, несмотря на работу по сохранению национальных языков республиканским правительством. На протяжении всей истории, количество людей, которые говорят на эрзянском и на мокшанском языках, постоянно снижается. Эти люди являются одними из самых древних известных жителей центрального Поволжья и были впервые упомянуты Римским историком Йорданом в 6-м веке в его историческом труде Гетика. В средние века существовали Эрзянская Родина, Эрзянь Мастор и Мокшанская Родина, Мокшень Мастор. Интересно, что в 1237 году Эрзянь Мастор победила в войне с Монгольской Империей. Однако, с подъёмом Московии и последующим расширением границ Царской России эрзяне и мокшане подвергались русификации на протяжении многих веков, как имперского так и советского периодов истории России, и это происходило из-за проведения мер, включавших религиозное притеснение, замену эрзянских и мокшанских слов на русские слова, подавление восстаний и массовую иммиграцию представителей других народов в Мордовию. Существует только один способ исправить эту трагедию.

Эрзяне и Мокшане! Я прошу вас: сохраняйте и поддерживайте свои родные языки и традиционную культуру! Чтобы помочь этому, я написал стихи на эрзянском и на мокшанском. А в этом году я составил списки фраз на эрзянских и мокшанских языках для лингвистического сайтa «Omniglot».

Монь ялгат - Эрзяне, Мокшане и другие люди, в данный момент вы возможно задаёте себе вопрос: «Почему же сохранение и защита таких малых языков как эрзянский и мокшанский так важно, когда у нас уже есть русский язык - наш общий язык?». Для этого существует веская причина. Рассмотрим статью 2 Конвенции ЮНЕСКО: «Культурное разнообразие является ценным достоянием для людей и обществ. Охрана, поощрение и поддержание культурного разнообразия – одно из важнейших требований обеспечения устойчивого развития в интересах нынешнего и будущих поколений» (Выделено нами - Ред.). По всей планете, от Бразилии до Сибири, от Канады до островов Тихого океана, хорошо известен вред, причинённый из-за потери культурной идентичности среди коренного населения: алкоголизм, наркотическая зависимость, самоубийства, психологические проблемы, социальная дезинтеграция. Всё это может быть объединено в понятие «трудность адаптации». В Америке индейские резервации имеют самые высокие показатели самоубийств и алкоголизма в стране, и это является результатом восприятия индейцами мнения о том, что они ниже доминирующей культуры.

И в России, это видно в таких областях, как в районах Крайнего Севера, где коренные народы, такие как ненцы и селькупы, страдают от более низкой продолжительности жизни, алкоголизма, и высокого уровня самоубийств. Но как может быть иначе. Всего за несколько десятилетий, иногда за несколько лет, эти люди подверглись значительным бедам. Они потеряли свои земли, свой образ жизни, своё достоинство, свою культуру и даже свой язык. Сама их сущность полностью утратила былое равновесие, и в целом люди потеряли свою опору. Униженные и оскорблённые, они очень часто страдают из-за потери чувства собственного достоинства, из-за потери веры в себя и веры в остальной мир. Всё это было квалифицировано как «преступление против человечности» в отчёте экономического и социального Совета ООН (за февраль 2008 года). Если мы поможем этим людям восстановить свой язык и культуру, настойчиво потребуем, чтобы их культура и их язык имели реальную ценность, таким образом, мы поможем им восстановить чувство собственного достоинства, которое им нужно, для того чтобы вырваться из водоворота, ведущего их к исчезновению. Действительно ли мы хотим, чтобы Эрзяне и Мокшане страдали в долгосрочной перспективе или мы хотим, чтобы они гордились своей национальной идентичностью и таким образом сохранили свои нации?

Монь ялгат – Эрзяне и Мокшане, помните всегда, вы – потомки древних и благородных народов, а поэтому не имеете права на недостойный поступок. Знайте историю своих народов и отчего края – это знание укрепит ваш дух, возвеличит душу, придаст силы в трудные минуты жизни. Великая восстановительная миссия выпала на вашу долю. Будьте же достойными этой миссии! Вы можете забыть своих предков, но вам не выбить их инстинкты из своих генов. Пусть вдохновляет вас в этой миссии мужественный образ ваших великих предков и героев – Инязор Пургаз, Каназор Пуреш, Эрзямассонь Олёна, Черапонь Осе, Йовлань Оло, Дорофеень Закарь.

Дорогие Эрзяне и Мокшане, воспряньте духом! Судьба ваших народов в ваших руках! Судьба ваших языков в ваших руках! Кортадо Эрзякс! Корхтада Мокшекс! Говорите на Эрзянском и говорите на Мокшанском!

Сюкпря ваноманть кисэ! Пара азан ваноманкса! Спасибо за внимание!

Уатанабэнь Наоки,

Япононь Мастор, Тода ош



Ёмавкс раськенек туртов...

Раужо куля копачимизь минек...

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

ОБЪЕДИНЕННЫЕ АРАБСКИЕ ЭМИРАТЫ.

*СЁРМАДСТОМА * CЁРМАДСТОМА*СЁРМАДСТОМА*

ПОЧЕМУ САМАРА – НЕ САРАНСК

РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ - В КНИГУ РЕКОРДОВ ГИННЕСА

«Эрзянская Родина - Эрзянь Мастор!»

ЧЕМУ УДИВИЛИСЬ ЭСТОНЦЫ

Фестиваль финно-угорской кухни в Удмуртии

Кавто одирьват. ЁВТНЕМА. Дригань Толай

КОДА ПОПОНТЬ ЛИКШАЗО МЕКЕВ СТЯСЬ

Пеедькшнемат

Стихи. Александр Шаронов



главная новости архив номеров ссылки гостевая книга