На главную страницу 
cделать стартовой   в избранное  



Культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия

Мордовия - Информационный портал Республики Мордовия - Морис.ру

Мелькужо Эрзянь Мастор - Форум Страна эрзян, эрзянский форум

Голос Эрзи


Н.Мокшин вчера и сегодня

Чем основан, каков Николай Фёдорович сегодня - рассказывали в предыдущем номере. Сегодня есть кое-что сказать, его же словом, о его прошлом, в этом номере.

-----

С учётом национальной специфики

о некоторых особенностях научно-атеистической работы среди мордвы

 

А как мы должны оценивать христианизацию мордовского народа — так же однозначно позитивно, как и процесс его вхождения в состав российского государства, или не столь однозначно?

Для того, чтобы верно ответить на этот далеко не простой вопрос, необходимо на конкретно-историческом материале рассмотреть — способствовала эта  религия или мешала взаимосближению мордовского и русского народов, мордовского и  других народов России, содействовала ли духовно-нравственному развитию мордвы или тормозила его? Православные богословы, священнослужители обычно утверждают, что христианская религия явилась благом для народов России, что она, проповедуя непротивление злу насилием, сеяла семена взаимопонимания и дружбы между ними. Соответствует ли действительности это утверждение?

Исторический опыт народов не только России, но мира в целом показывает несостоятельность этого тезиса. Религия обычно выступала в качестве консервативной силы, которая сеяла не столько семена доверия, сколько вероисповедную рознь, а значит и затрудняла контакты между различными по религиозной принадлежности народами. В эксплуататорском обществе любая религия выступает, как правило, орудием социального и национального гнета, а духовенство, церковные организации — составной частью  Господствующего класса, аппаратом идеологического принуждения в его руках. Православная религия  вызывала негативное отношение к себе со стороны народных масс, прежде всего тем, что она верой и правдой служила царскому самодержавию. Ее иерархов В. И. Ленин неоднократно характеризовал как «ультрареакционеров», черносотенных мракобесов», «темных инквизиторов», «жандармов во Христе».

Не через церковь и не через насильственную  христианизацию входил мордовский народ во все более тесные социально-экономические и культурные связи с русским народом, а благодаря общим историческим судьбам, складывавшимся в результате совместной борьбы угнетенных против сбоях угнетателей, совместной защиты страны от чужеземных поработителей. Христианизация же являлась новой тяжелой формой эксплуатации мордовского народа. Новокрешеные крестьяне обязаны были не только содержать на своем иждивении духовных пастырей, но и строить монастыри и церкви, платить церковные налоги, выделять  под церкви, монастыри и монастырские угодья лучшие земли и пр.

Почему  христианская религия несмотря на протяжении столетий  так и не смогла полностью вытеснить их?

Ответ на эти вопросы надо искать в общественно-бытовом укладе мордвы. Дело в том, что мордовские дохристианские верования и обряды были более тесно и органично связаны с окружающим миром, с трудовой и общественной жизнью народа, чем христанская религия, которая слишком далека от непосредственных нужд и забот крестьянина, слишком абстрактна.

В «Докладе о хозяйственном и культурном состоянии Мордовской автономной области», направленном во ВЦИК Мордовским облисполкомом в   1930 году,  говорилось: «Хозяйственная и культурная отсталость мордовской деревни явилась следствием того, что царское правительство держало мордовскую национальность, как и другие национальности, в темноте и  невежестве.    Среди мордвы твердой рукой  царского правительства проводилась русификаторская  политика. Вместо школ и  больниц строилось  множество церквей  и монастырей. Ведь совершенно не случайно, что в пределах области было до 16 монастырей, причем имелся и такой монастырь, как Саровский. В мордовской деревне можно встретить церкви, которые строились по плану московского храма Христа Спасителя (село Новые Выселки), и в то же время   очень много    населенных пунктов, где избы топятся по-черному».

Священники-миссионеры были духовными наставниками мордовского народа, воспитывали в нем покорность самодержавию, помещикам и капиталистам, слепое повиновение перед богом, а фактически перед своими церковными пастырями. Освящая эксплуатацию и угнетение народа, церковь отвлекала его от классовой и национально-освободительной  борьбы.

Исторический опыт свидетельствует о том, что чем больше советские нации и народности освобождаются от влияния религии, тем больших успехов достигают они в своем социально-экономическом и духовном развитии.

Н. Мокшин, доктор исторических наук

«Блокнот агитатора», 1988 г., май

----------------

Сегодня Николая Фёдоровича не узнать. Как сказал поэт, «он в возрасте ином и чувствует и  мыслит по-другому». Он сегодня славит русскую православную церковь также усердно, как разоблачил её в самых тяжких грехах. Если в прошлом у Мокшина «святая» церковь сеяла семена недоверия и розни, явилась орудием социального и национального гнета, то сегодня у него она – самая благородная, зовущая в светлое будущее организации. Даже книгу, понятно по заказу, издал...

Может ли так круто меняться во взглядах человек? Может, если этот человек любитель попутных ветров.



Течи «Эрзянь Мастор»-сь лиссь 500-цеде!

Подписка на II полугодие 2017 года

Н.Мокшин вчера и сегодня

Газета выступила. Что сделано?

«Велень Озкс»

Обращение к Президенту РФ В.В.Путину

Я спросил у Путина

В РПЦ предложили обучать школьников церковнославянскому языку

Неудобные вопросы в эфире прямой линии с Владимиром Путиным

И я спросила В.В.Путина:

Вопросы Президенту России Владимиру Путину

Новый способ рейдерского захвата

Коротко о многом

Вастовсь ловныцятнень марто

Книга Почета Эрзянь Мастор

«Руця» Фондось кевкстни эрзятнень: Кинень (мезнень) алтасынек 2018 иень эрзянь ковкерьксэнть?

«Покш Эрзянь Чи» в Пазелках

Фестиваль «ЭРЗЯНЬ ЛИСЬМАПРЯ- VII»

Од книгат

Валморот

Ракамонь кулят Толаень паргинестэ



главная новости архив номеров ссылки гостевая книга