На главную страницу 
cделать стартовой   в избранное  



Культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия

Мордовия - Информационный портал Республики Мордовия - Морис.ру

Мелькужо Эрзянь Мастор - Форум Страна эрзян, эрзянский форум

Голос Эрзи


О СМУТАХ И ПРАЗДНИКАХ. А КУЗЬМА МИНИН —ВСЁ-ТАКИ ЭРЗЯ

3 ноября 2005 г. в 14-00 по телевидению главный мусульманский пастырь России муфтий Равиль Гайнутдин поздравил правоверных мусульман страны с окончанием Поста и наступлением праздника Ураза-Байрам. При этом отметил, что этот праздник в 2005 году совпал с православным праздником народного единства 4 ноября, который правительством России утвержден в честь Победы в1612 г. над поляками в Москве под водительством Пожарского и крещенного татарина Кузьмы Минина.

В последующих телепередачах, а также в поздравлениях муфтия татарское происхождение Минина не озвучивалось. Наоборот, показывалось, что герой войны 1612 г. был человеком не татарского, не мусульманского происхождения, а человеком православной веры. При этом не подчеркивалось и его русское происхождение.

Алексий II во время службы в Н.Новгороде по этому случаю подчеркивал победу христиан (без татар, получается) и поклонился гробу, где находятся останки Кузьмы Минина, похороненного по христианским обычаям. О происхождения К.Минина и о смутном времени историк С.М.Соловьев оставил такое описание (даётся с сокращениями).

Летом 1611 г. Дионисием были разосланы грамоты в Казань, во все понизовые города, в Новгород Великий, в Вологду и Пермь. В октябре 1611 г. Троицкую Грамоту получили нижегородцы.

Правительственными лицами в Нижнем Нивгороде в описываемое время были: воеводы—князь Василий Звенигородский и Андрей Алябьев, стряпчий Иван Биркин, дьяк Василий Семенов; в числе земских старост был Кузьма Минин Сухорукий, мясной торговец.

Получив Троицкую грамоту, старшие люди в городе с духовенством собрались для Совета и Минин сказал: «захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, двери продавать, жен и детей закладывать и бить челом—кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником».

В это время в Суздале жил стольник и воевода князь Дмитрий . Минин снесся с ним, уладил дело. Пожарский посланникам сказал: «есть у вас Кузьма Минин, бывалый он человек, служивый, ему это дело обычай». Прежде чем согласиться, Минин заставил народ подписать строгий приговор, где было подчеркнуто о беспрекословном послушании и жертвованиях нижегородцев (не только отдавать имения, но жен и детей продавать). Но дурные вести пришли оттуда, откуда менее всего их ожидали: Казань отказалась в нем участвовать по заводу (провокации) дьяка Никанора Шульгина. К Шульгину же в Казань перешёл Иван Биркин. Шульгин и Биркин были недовольны первенством Пожарского и Минина в Нижнем.

Получив весть о недобром Совете Шульгина-Биркина, Дмитрий, Кузьма и все ратные люди собрались и пошли против безбожных латын и против своих изменников.

14 августа 1612 г. ополчение прибыло к Троицкому монастырю. Оставалось сделать последний шаг до Москвы.

«И ополчением овладело раздумье: боялись не полков осажденных, не гетмана Ходкевича, боялись казаков». 22 октября 1612 г. казаки пошли на приступ и взяли Китай-город. В Кремле поляки держались ещё месяц. Доведённые голодом до крайности, поляки вступили, наконец, в переговоры с ополчением, требуя только одного, чтоб им сохранена была жизнь, что и было обещено. Сперва выпустили из Кремля бояр и всех русских людей. На другой день сдались и поляки: Струсь со своим полком достался казакам Трубецкого, которые многих пленных ограбили и побили; Будзило со своим полком отведён был к ратникам Пожарского, которые не тронули ни одного поляка. Струсь был допрошен, Андронова пытали сколько сокровищ царских утрачено, сколько осталось.

Так описаны главные события 1612 года историком Соловьёвым. Так что ж произошло 4 ноября 1612 года?

В этот день—22 октября по-старому стилю, 4 ноября по Новому стилю— казаки Трубецкого взяли приступом (штурмом) Китай—город. Поляки оставались в Кремле и их потом выпустили оттуда после переговоров.

А где находились ополченцы во главе с Мининым и Пожарским 4 ноября 1612 года? Они находились, как говорится, на линии огня, но подробных описаний об их ратных делах в этот день у Соловьева отсутствует.

А битва на берегу Москвы-реки с участием ополчения Пожарского и Минина, о которой, много пишут и говорят была, но не 4 ноября, а 21 августа (3 сентября) 1612 года. 27 ноября (10 декабря) ополчение Минина и Пожарского совершили крестный ход к церкви Иоанна милостивого на Арбате в сопровождении Московских жителей. В этот день обеднею и молебном в Успенском Соборе окончилось великое народное торжество, подобное которому видели отцы наши ровно через два века, пишет С.М.Соловьёв.

Выходит, что праздник народного единства, который выбран правительством России с подачи духовенства, надо отмечать не 4 ноября, а 10 декабря, так как именно в этот день «окончилось великое торжество», то есть была освящена Победа над внешними и внутренними врагами. Окончилась великая смута. А 4 ноября 1612 г. Кремль ещё находился в руках врагов.

4-е ноября либералами и духовенством страны в качестве праздника выбрана с целью затмить праздник Великого Октября, 7 ноября, объявленный ранее праздником примирения и согласия. Надо подчеркнуть—вряд ли властям удастся с помощью этого праздника добиться народного единства: ведь сейчас Россия растерзана и унижена, превращена в сырьевой придаток Запада, интересы которого отстаивают алчные олигархи, захватившие народную собственность. Призыв правителей и служителей культа «Давайте жить дружно» и «Давайте делить добрые дела» не вызывает в народе ничего кроме равнодушия и насмешек.

Какой национальности был К.Минин? О татарском происхождении Минина и говорить не следует, ибо этот человек "до мозга костей был человеком православной веры". Так ли?

Он носил три фамилии: Минин, Сухорукий и Анкундинов. В историю вошел с эрзянской фамилией, с фамилией Минин.

К.Прокаев

От редакции. Минин—фамилия эрзянская, Сухорокий – русская. А третья, Анкундинов? Уберите из нее вторую после «А» букву и найдёте ответ—Акундинов. То есть Сухоруков! А кундамс—не способный держать.



К 350 ЛЕТИЮ ЗАВЕРШЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕН-НОЙ ВОЙНЫ ЭРЗЯНСКОГО НАРОДА

ОД ИЕ МАРТО, ОЯТ-ЯЛГАТ ! С НОВЫМ ГОДОМ !

Великому Сталину 126 лет

Литературная премия Общества М.А. Кастрена 2005 года

О СМУТАХ И ПРАЗДНИКАХ. А КУЗЬМА МИНИН —ВСЁ-ТАКИ ЭРЗЯ

ВЛАСТЬ и ПРЕССА. Передача радио "Свобода".от 10.12.2005

ЛИЦЕДЕЙСТВО И ЛИЦЕДЕИ из Консультативного комитета Финно-угорских народов

Лемтне нарьгамс пряст а максыть

Лиссь "Сятко" журналонь од номерезэ.

Пеедькшнемат

ЭРЗЯНЬ БУЕЛЕМТЬ (ФАМИЛИЯТ). ЭРЮШ ВЕЖАЙ



главная новости архив номеров ссылки гостевая книга